Сущность и предназначение международного маркетинга
Международный маркетинг – это маркетинг в международном пространстве.
Иначе международный маркетинг может быть определён в качестве сферы деловой активности фирмы, нацеленной на удовлетворение как потенциальных, так и существующих потребительских нужд и потребностей в более чем одной зарубежной стране. Его ключевыми принципами выступают:
- нацеленность на долгосрочный результат;
- ориентация на конечный продукт;
- предложение рынку того, что будет продано;
- комплексность подхода;
- высокая скорость реакции на изменения в политической, правовой и экономической средах.
Международный маркетинг имеет свои особенности. Касаются они, прежде всего, более высокой сложности и трудоемкости процессов изучения зарубежных рынков, более последовательного применения принципов маркетинга, а также целесообразности разработки товаров, конкурентоспособных в долгосрочной перспективе.
В системе международных отношений маркетинг имеет свое функциональное предназначение. Проявляется оно в функциях, приписываемых международному маркетингу. Условно все они могут быть подразделены на две большие группы – основные (базовые) и прочие (дополнительные). Рассмотрим каждую из групп более подробно.
Базовые функции международного маркетинга
Базовые функции международного маркетинга соответствуют основным функциям маркетинга как такового. В общем виде они представлены на рисунке 1. К ним относятся функции аналитического, производственного, сбытового и управленческого порядка. Так или иначе, они присущи любой маркетинговой деятельности.
Рисунок 1. Основные функции международного маркетинга. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Аналитическая функция международного маркетинга проявляется в сборе и обработке достоверной, надежной и актуальной информации о международных рынках.
Проявлением функции производственного порядка служит организация выпуска тех товаров и оказания тех услуг, которые в наибольшей степени соответствуют условиям внешнего рынка в сравнении с аналогичными продуктами других производителей.
Суть сбытовой функции международного маркетинга сводится к организации продвижения товарной продукции по международным каналам распределения, а также формированию спроса на него и стимулированию сбыта.
Наконец, в основе управленческой функции международного маркетинга лежит деятельность по планированию, информационному обеспечению и контролю маркетинговых мероприятий, нацеленных на внешние рынка, включая оценку риска, прибыли и эффективности.
Практическим воплощением вышеописанных функций международного маркетинга могут считаться такие его проявления, как изучение и прогнозирование международного рынка, оценка собственных экспортно-импортных возможностей фирмы и пр.
Специфические функции международного маркетинга
К числу прочих (дополнительных) функций международного маркетинга, обладающих своей особой спецификой, могут быть отнесены:
- проведение международных маркетинговых исследований;
- изучение зарубежных потребителей;
- интернационализация маркетинговой деятельности;
- адаптация международного маркетинг-микса;
- совершенствование системы международного маркетинга.
Проведение международных маркетинговых исследований как один из способов анализа окружающей среды, обеспечивает не только сбор первичных и вторичных данных для решения конкретных маркетинговых задач, но и мониторинг и адаптацию маркетинговой деятельности компании к внешним факторам комплексной многонациональной маркетинговой окружающей среды, без которых добиться успеха в международном бизнесе довольно сложно.
Изучение зарубежных потребителей сводится к исследованию и оценке потребностей и характеристик зарубежных потребителей и их покупательского поведения. Сюда е включается выделение групп покупателей целевых рынков.
Фундаментальную основу интернационализации маркетинговой деятельности составляет комплекс умений и знаний либо технология подготовки и/или совершенствования менеджмента и маркетинговой информационной системы компании, которая необходима для планирования, организации, внедрения и управления маркетинговыми программами международного типа, предназначенными для зарубежной экспансии.
Наконец, международный маркетинг способствует адаптации компании к маркетинговой окружающей среде или целенаправленному воздействию на нее в целях модификации по стандартный комплекс маркетинга, формирующий собой ядро глобальных маркетинговых программ.
Функции международного маркетинга как процесс
Итак, международный маркетинг выполняет множество различных функций. Все они, в конечном счете, в значительной степени определяются фазой погружения компании в международный маркетинга и целями, перед ним стоящими.
Условно функции, приписываемые международному маркетингу, могут быть представлены этапами некоего процесса, в общем виде представленного на рисунке 2.
Рисунок 2. Процессный подход к функциям международного маркетинга. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
На этапе изучения рынка производится сбор информации. Это позволяет компании вести неценовую конкуренцию. На этапе прогнозирования составляется основанный прогноз касательно перспективности отрасли, в которой хочет или уже работает международная компания, объемов сбыта и конкуренции. Далее производится оценка собственных возможностей компании. Здесь важно должное внимание уделить совершенствованию товарного ассортимента и поддержанию требуемого уровня научно-технического прогресса.
В основе создания стратегии международного маркетинга лежит разработка маркетинговых целей компании на долгосрочную перспективу, а также определение способов их достижения. Вслед за разработкой стратегии идет тактическое планирование, опосредованное выбором конкретных инструментов, необходимых для достижения краткосрочных целей компании.
Наконец, особе специфической функцией международного маркетинга, выделенной в отдельный этап, выступает так называемый ФОССТИС. В данном случае речь идет о системе рекламных мероприятий, призванной превратить потенциальные потребности клиентов в реальные. К подобного рода мероприятиям могут быть отнесены «вводящая» реклама и участие в выставках.
Завершает цикл этапов анализ и контроль, позволяющие своевременно вносить необходимые коррективы в международную маркетинговую деятельность фирмы с тем, чтобы сделать ее стратегию еще более эффективной.