Значение конкурентоспособности персонала
Повышение конкурентоспособности персонала - это совокупность мероприятий, направленных на улучшение характеристик работников, позволяющих им выдерживать рыночную конкуренцию в трудовой сфере.
В условиях возрастающей конкуренции на всех рынках конкурентоспособность персонала превращается в решающий фактор определения эффективности деятельности компании. Поэтому организации прикладывают усилия к решению этой задачи. Актуализации значимости проблемы повышения конкурентоспособности сотрудников способствует усиление международной конкуренции и глобализации.
В современных рыночных условиях услуги рабочей силы должны рассматриваться не только как товар специфичного рода, но и как ключевой вид капитала организации. Благодаря рациональному использованию человеческого капитала организации:
- получают масштабные резервы для эффективного развития,
- получают рыночные преимущества,
- повышают прибыль.
Руководители предприятий, осознающие значение человеческого капитала, стремятся привлекать на работу перспективных специалистов и растить собственные лояльные высококвалифицированные кадры.
Под конкурентоспособностью работника понимают его реальные и потенциальные способности, профессиональную и деловую компетентность, изобретательность в работе, инициативность, ответственность и другие характеристики, отличающие его от других работников, имеющих ту же специальность.
На уровень проявления конкурентных преимуществ работников влияют внешние и внутренние факторы. Внутренние факторы связаны с условиями, позволяющими работнику реализовать свой потенциал в максимальной степени.
Индивидуальные конкурентные преимущества работников могут быть разделены на две группы:
- приобретённые,
- наследованные.
Наследованными конкурентными преимуществами являются, например, способности, таланты, темперамент, физические данные. Приобретенными преимуществами считаются специальные знания, умения, навыки, образование, культура и интеллигентность, отношение к труду, общительность, умение управлять эмоциями, коммуникабельность.
Без развития персонала невозможно обеспечить эффективное функционирование предприятия. Одно из важнейших направлений развития сотрудников - это организация взаимосвязи в процессах развития личностных и конкурентоспособных способностей работника. Благодаря развитию персонала достигается рост умения, навыков, знаний человека, повышается его духовный, интеллектуальный, профессиональный уровень. В совокупности всё это способствует повышению конкурентоспособности наёмного сотрудника на трудовом рынке.
Пути повышения конкурентоспособности персонала
Прежде чем планировать мероприятия по повышению конкурентоспособности персонала, следует уделить внимание мотивация сотрудников. Исходя из выявленной диспозиции мотивов, может быть предложен достаточно широкий спектр стимулов, обеспечивающих позитивное отношение к труду и повышение отдачи. Среди таких стимулов можно отметить:
- программы, обеспечивающие привлечения сотрудников к управлению,
- работу в целевых группах, ориентированную на разработку специальных перспективных проектов,
- горизонтальную ротацию в пределах компании, включая иностранные филиалы.
В компании и её структурных подразделениях должны быть внедрены системы профессиональной ориентации, профессионального обучения и построения прогнозов потребности в персонале в профессиональном и квалификационном разрезе.
Невозможно представить обеспечение конкурентоспособности персонала без предварительной профессиональной диагностики, включающей в себя выявление, распознавание, оценку и учёт психологически значимой информации о групповых и индивидуальных особенностях работников.
Социальные расходы являются эффективными вложениями в человеческий капитал. Это связано с тем, что одним из важнейших факторов формирования конкурентоспособности предприятия является трудовой потенциал его сотрудников. Человеческие ресурсы влияют на уровень конкурентоспособности компании специфическим образом. Если компания обеспечена человеческими ресурсами, обладающими соответствующим уровнем квалификации и профессиональными навыками, рационально их использует, она сможет добиться роста производительности труда, что обеспечит высокую эффективность производства и наращивание объёма выпуска. Так, обеспеченность компании человеческими ресурсами и рациональность их использования определяет своевременность и объём выполнения работ, эффективность использования машин, механизмов и оборудования, и, как следствие, результирующий объём производства.
К повышению конкурентоспособности персонала должны стремиться как сами сотрудники, так и организация-работодатель. Приобретение опыта работы, развитие навыков и повышение квалификации - это объективно происходящий процесс. Управлять можно скоростью течения этого процесса. В рамках повышения конкурентоспособности сотрудник должен быть заинтересован в расширении своих знаний как в сфере приложения трудовых усилий, так и в других сферах, смежных и не смежных.
Главная роль при повышении конкурентоспособности персонала на начальной стадии отводится обучению персонала. Это самый очевидный вариант повысить уровень профессиональной компетентности, ускорить адаптацию работника к работе в компании, обеспечить более глубокое понимание организационной культуры и стратегических целей фирма. Обучение оказывает непосредственное влияние на рост индивидуального уровня конкурентоспособности сотрудника.
Большое значение для обеспечения предприятия эффективным персоналом имеет предварительная профессиональная диагностика. Проведение регулярной диагностики не только нового персонала, позволит определять приоритеты развития работников, прогнозировать и планировать их карьеру, и таким образом, сформировать у работников мотивацию к развитию необходимых предприятию компетенций.