Общая характеристика использования цифровых технологий в управлении персоналом
Цифровые технологии контроля персонала в современных организациях - это инструментарий оценки характеристик сотрудников и их трудовой деятельности с помощью информационно-коммуникационных средств.
Все сферы нашей жизни подвергаются стремительный цифровизации. Происходит активное внедрение современных технологий в различные бизнес-процессы, включая управление кадрами.
Благодаря технологическому прорыву формируются перспективы развития экономики. Новейшие разработки в сфере создания искусственного интеллекта, облачных технологиях и других областях трансформируют бизнес-модели.
Цифровизация повлекла за собой изменение традиционных моделей управления человеческими ресурсами. По мере развития цифровых технологий меняется взаимодействие человеческих ресурсов и информации. Цифровизация затрагивает все этапы управления персоналом:
- подбор и найм. Искусственный интеллект используется для автоматизации подбора персонала, поиска оптимального соответствия требованиям в резюме кандидатов. Простейшие системы отслеживают ключевые слова, но уже появились более интеллектуальные алгоритмы аналитики. После первичного отбора автоматизированные системы могут использоваться для тестирования способностей и навыков кандидатов в контексте их пригодности для конкретной должности,
- адаптация. Распространение форм удалённой занятости делает персональную адаптацию не всегда возможной. Важно, чтобы новые сотрудники, где бы они ни находились, быстро погрузились в корпоративную культуру. Хорошо подлежат автоматизации административные процессы. Полезными будут и работающие круглосуточно чат-боты, позволяющие получить информацию без участия живого оператора,
- обучение персонала. Цифровая трансформация повысила требования к квалификации сотрудников. Благодаря использованию искусственного интеллекта и системы управления обучением появилась возможность создания персонализированных учебных треков в соответствии с потребностями работников. Также искусственный интеллект полезен для ранжирования программ обучения по выставленным сотрудниками оценкам,
- поддержание вовлеченности, удержание сотрудников. Вовлеченность - это важный фактор производительности труда. Благодаря аналитике искусственного интеллекта, например, анализу настроений, можно определить, какие чувства испытывают сотрудники. Автоматизированная система может строить прогнозы уровней вовлеченности, беспокойства и депрессии, эмоционального выгорания, что позволяет индивидуально и своевременно вмешаться,
- оценка сотрудников, карьерное развитие. Одной из задач, решаемых департаментом управления персоналом, является построение карьерных путей, наилучшим образом соответствующих индивидуальным и корпоративным потребностям. В условиях удалённой работы возникают новые трудности в оценке работы персонала. Благодаря аналитике производительности на основе искусственного интеллекта можно получить объективную информацию на основе непрерывных оценок в режиме реального времени. Прогнозная аналитика позволяет выявить потенциальные трудности, с которыми может столкнуться работник, и порекомендовать индивидуальное обучение. Автоматизированная аналитика обрабатывает огромные массивы данных, что позволяет оценить функционирование всей команды, а не только работу отдельных людей,
- здоровье персонала. Автоматизированная аналитика может обеспечить улучшение здоровья сотрудников путём устранения малоценных или повторяющихся задач, предоставления рекомендаций и обратной связи по вопросам эмоционального и физического благополучия. Инструменты мониторинга здоровья базируются на искусственном интеллекте и машинном обучении, используют датчики интернета вещей, чтобы отслеживать активность пользователей и показатели их здоровья,
- оптимизация кадрового бюджета. Цифровая трансформация предусматривает ориентацию на инвестиции в инновации. Не вызывает сомнений, что использование облачных технологий и электронного документооборота позволяет сэкономить ресурсы, повысить производительность.
Цифровые инструменты контроля персонала
Для контроля персонала используют следующие технические способы контроля:
- CRM-системы - это системы, позволяющие фиксировать распределение задач, статус их выполнения, вести совместную работу над проектами. Некоторые системы этого класса вычисляют значение показателей KPI, фиксируют время прихода и ухода сотрудников, сохраняют записи звонков. Большинство программ собирает статистику и формирует аналитические отчёты,
- видеонаблюдение, которое применяется для контроля сохранности материальных ценностей и обслуживания клиентов. Сложность состоит в том, что не всегда легко найти нужный эпизод; хранение видеозаписей требует большого объёма дискового пространства,
- системы контроля доступа и биометрические терминалы, предназначенные для фиксации передвижения сотрудников и препятствования доступу в определённые зоны,
- GPS-датчики, позволяющие отслеживать местоположения удалённых сотрудников и сотрудников, чья работа связана с перемещениями,
- системы мониторинга действий пользователей и событий системы. Этот универсальный инструмент обычно интегрируется с другими системами контроля. Он позволяет отслеживать, с какими программами работает сотрудник, какие сайты посещает. Такие системы могут вести видеозапись или делать скриншоты. Система мониторинга служит не только для контроля производственной дисциплины, но и для обеспечения внутренней информационной безопасности.
Любой контроль сотрудников должен проводиться систематически, а не эпизодически. Сотрудники должны быть уведомлены о применяемых инструментах контроля, в противном случае они могут обратиться в суд с иском о нарушении прав. Контроль должен строиться таким образом, чтобы охватывать сферу трудовых отношений, но не личную жизнь работников.