Понятие туристской деятельности
Туристская деятельность - это особый вид предпринимательской деятельности со своими характеристиками: обособленность туристской деятельности, присутствие рисков, ориентированность на прибыль от реализации туруслуг, государственная регистрация субъектов туристской деятельности.
Туристская деятельность можно представить как совместную работу организаторов поездок по формированию и реализации турпродукта, с одной стороны, и деятельность туристов, приобретающих этот продукт, с другой.
На современном этапе развития туризма принято выделять три основных направления туристской деятельности:
- Основная цель туроператорской деятельности заключается в разработке, продвижении и реализации нового турпродукта,
- Турагенты выполняют работу по продвижению и реализации туруслуг,
- Работа прочих предприятий по организации поездок.
Под созданием нового туристского продукта подразумеваются определенный алгоритм действий туриста, приобретающего права на услуги, входящие в тур, на основании договоров с лицами, предоставляющими отдельные услуги. Продвижение туруслуги подразумевает комплекс мер, направленных на её продажу и повышение уровня продажи. Средствами достижения реализации тура являются реклама, выставки, создание информационных центров, создание каталогов, буклетов, листовок и проее. Реализация, по сути, является итоговым процессом туристской деятельности и подразумевает собой непосредственное донесение турпродукта до потребителя и его продажу. Оценка эффективности туристской деятельности, прежде всего, заключается в удовлетворенности клиента полученным товаром, рост спроса на услуги и возвращении клиента в турфирму для покупки новой турсулуги повторно.
Функци туристской деятельности
Принято выделять несколько функции, которая выполняет туристская деятельности:
-
познавательная функция. Данная функция подразумевает – получение новых знаний, ознакомление с новыми территориями, культурами, народностями и т.п.
-
оздоровительная функция. Досуг и отдых – это, прежде, всего восстановление физических сил человека. Особое место в туристской деятельности в рамках рассматриваемой функции занимает рекреация.
-
социально - коммуникативная функция. Турист в ходе своего путешествия не только воспринимает воздействие нового окружающего мира, но и активно влияет на него. Особенно, это касается международного туризма, когда осуществляется взаимодействие между различными народностями со своими традиционными укладами. От туриста и принимающей стороны требуется определенные усилия для достижения взаимопонимания и дружеских отношений. Особого внимания также заслуживает сотрудничество туроператоров и принимающей стороны.
-
спортивная функция. Активный отдых всегда пользовался спросом среди городских жителей. Улучшение своего здоровья, повышение спортивных возможностей, соответственно, приводит и к качественному изменению уровня жизни.
-
эстетическая функция. Духовное развитие человека наряду со спортивным имеет большое значение для человека. Поэтому туроператорами разрабатываются туры по творческим местам, музеям, театрам, историческим и новым архитектурным комплексам и прочее.
-
творческая функция. Данная функция является следствием путешествий, когда турист получает новые впечатления и новые знания и возможности, видит новые грани мира. Это приводит к потребности созидания и реализации своего творческого потенциала.
-
паломническая функция. Религиозное направление в туризме – одно из самых древнейших. Потребность в посещении мест имеющих духовное значение для определенных групп людей приводит к многообразию туристических программ в данной области.
Турпродукт как результат туристкой деятельности
Туристский продукт - это фундамент туристского предложения. Турпродукт представляет собой объединение сложносоставных элементов. Отдельные его составляющие могут входить в программу тура и быть записанными в ваучер. Рассматривая турпродукт в производственной сфере, можно определить, что это некоторая совокупность количества и качества продукции, товаров и услуг туристской индустрии, которые были сформированы в данный момент для продажи туристам.
В основании турпродукта лежит совокупность ресурсов и возможностей. В теории туризма они представлены несколькими элементами:
- туристские ресурсы, включенные прямо или косвенно в объект тура;
- материальные и нематериальные объекты, в том числе различная продукция, а также сопутствующие услуги, разработанные для удовлетворения потребностей туристов или сопровождающие процесс потребления ими туруслуг;
- туристские услуги, созданные для организации потребления туристского продукта потребителем – туристом.
Исходя из всего вышесказанного можно выделить три источника туристского продукта:
- природные ресурсы;
- упорядоченную систему знаний и технологий туризма и туристского обслуживания;
- организационно-правовую структуру предприятий и подготовленный персонал предприятий сферы туризма, туристской индустрии, смежных отраслей, способный служить удовлетворению туристского интереса и быть объектом потребления всех уровней.
Итак, простой турпродукт может состоять из одной услуги либо комплекса услуг, предприятия или объединений предприятий. Он также может представлять собой сложный турпродукт представленным широким спектром туруслуг. Еще более высокий уровень занимает туристский продукт, разработанный крупным туроператором, который включает не один тур, а несколько непохожих друг на друга направлений в один или несколько регионов и центров. Самый высокий уровень представлен региональный или территориальный турпродукт, и завершает эту систему национальный туристский продукт.
Характеристики и свойства турпродукта
В современной теории туризма принято выделять четыре основные характеристики турпродукта:
- неосязаемость туруслуг. При предоставлении услуг нет возможности для их демонстрации, транспортировки, хранении и прочее.
- неразрывность производства и потребления. Производство и потребление услуг прямо взаимосвязаны и не могут быть разорваны. Услуга не создается впрок, а предоставляется одновременно с появлением клиента
- изменчивость. Качество оказанной услуги неразрывно связано с профессионализмом предоставляемого ее специалиста, его коммуникабельностью, вежливостью и т.д.
- невозможность к хранению. Данная характеристика формирует нарушение равновесия между предложением и спросом.
Турпродукт вместе со специфическими характеристиками также обладает особыми свойствами:
- ситуационность - услуга, предоставленная ранее при повторном обращение может отличаться;
- индивидуальность - ориентированность компании на индивидуальные потребности клиента;
- различность свойств потребительной стоимости турпродуктов – связано с тем, что при возникновении желания о приобретении туруслуги невозможно определить ее четкие характеристики при фактическом получении;
- неопределенность и относительная анонимность источника туруслуг – обусловлено тем, что при покупке туристского ваучера клиент знает только турфирму, гарантирующую ему качество сервиса предприятий, который ему будет предоставлен в будущем;
- феномен насыщения - возникает в связи с такой особенностью туризма как сезонность и приводит к увеличению турпотока в определенные районы;
- турпродукт создается усилиями многих предприятий – из этого следует, что каждая компания преследует свои цели, занимается решением собственных задач;
- покупатель преодолевает расстояние, отделяющее место приобретения туристского продукта от места его потребления – это приводит к тому, что клиент может непосредственно воспользоваться услугами только в месте прибытия;
- использование туруслуги приводит к приобретению товаров и услуг, потребляемых как бесплатно, так и реализуемые на месте прибытия;
- издержки, связанные с услугами, возникающими не только при приобретении турпродукта, но и входе самого путешествия;
- процесс потребления туриста всегда ограничен во времени и пространстве;
- субъективность качества турпродукта – связано как с состоянием окружающей среды и человеческим фактором среди обслуживающего персонала, так и с самочувствием самого клиента;
- внешние факторы – они обусловлены тем, что турфирма не несет ответственность к их возникновению. В качестве примера можно выделить терроризм, стихийные бедствия, военные конфликты и прочее.
Специалистами выделено несколько потребительских свойств туристского продукта:
- гостеприимство– включает достоинство, уважение и любезность персонала;
- обоснованность– предоставление всех услуг должно соответствовать цели путешествия туриста;
- надежность – соответствие фактически предоставляемого туристу продукта рекламе, достоверность информации;
- эффективность– достижение наибольшего эффекта для туриста при минимизации его расходов;
- целостность– завершенность турпродукта;
- ясность – потребление турпродукта, его направленность, должны быть понятны и туристу, и производителю;
- простота в эксплуатации– возможность легко обнаруживать ошибки в технологии обслуживания;
- гибкость– турпродукт должен предусматривать возможность замены тех или иных услуг, чтобы быть ориентированным на разных потребителей;
- полезность– способность служить достижению какой-либо цели, удовлетворять потребности определенной целевой группы потребителей.