Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция 2. Индустрия туризма
Оглавление
1. Структура индустрии туризма 1
Туристские учреждения: 2
2. Ресурсы и инфраструктура туризма 2
Транспорт 2
Средства размещения 4
Гостевой цикл: 5
Индустрия питания 5
Анимация 6
3. Туристский потенциал территорий 7
4. Пространственная организация туризма 9
Рекреационные системы 9
Туриссткие центры и дестинации 10
1. Структура индустрии туризма
Согласно Дж. Уокеру структура индустрии туризма представлена следующими элементами: путешествия; проживание; питание; отдых и досуг.
Схемы см. в учебнике на с. 203.
Различные виды транспорта (авиа, морской, автобусы, ж-д., личный, велосипеды)
Средства размещения1 (гостиницы и т.п.)
Предприятия питания
Организаторы туристской деятельности (Туроператоры2, Турагенты3, Туристские бюро4, Организаторы экскурсионной деятельности5).
Индустрия развлечений (Рекреационные учреждения, Тематические парки, Клубы здоровья, Заведения культурно-развлекательного плана, объекты познавательного, делового, оздоровительного, спортивного и иного назначения)
Помимо сферы туризма выделяется сфера «Гостеприимство». Собственно гостеприимство (в узком смысле) включает продовольственный сектор и сектор размещения. Путешествия и туризм в свою очередь предполагают развлечения и отдых, транспорт, агентства и туроператорские фирмы (это гостеприимство в широком смысле6).
Сюда же можно ключить фирмы, которые не относятся напрямую к туриндустрии (третья группа)7:
• Страховые компании
• Предприятия торговли
• Банки
• Общественный транспорт
Поэтому в туриндустрии выделяются:
Основные услуги – необходимые для организации и проведения путешествия (размещение, питание, перевозка, экскурсионные услуги, услуги гидов-переводчиков, другие услуги в зависимости от целей путешествия). Они входят в стоимость тура и оплачиваются до начала поездки. Основные услуги всегда соответствуют цели путешествия.
Дополнительные услуги – услуги, не входящие в тур, предоставляемые по месту отдыха по мере возникновения потребности в них. Дополнительные услуги оплачиваются на месте отдыха во время поездки (возможен вариант оплаты до начала поездки)8.
Характерный признак туристского бизнеса — результатом труда в этой сфере служит удовлетворение туристских потребностей.
Туристские учреждения:
Санатории9 – имеют самую развитую материальную базу и, как правило, наибольшую территорию, которая делится на три основные функциональные зоны: лечебную, хозяйственную и селитебную.
Санатории-профилактории – организовывались при предприятиях (учреждениях) и были ориентированы на оздоровление сотрудников в утреннее и вечернее нерабочее время.
Пансионаты с лечением – полное обеспечение с несколько меньшей лечебной базой, чем санатории.
Дома отдыха10 – загородное проживание и питание в комфортных условиях, обычно сроком от 7 дней до месяца.
Базы отдыха – материально наименее оснащенные учреждения отдыха. Чаще всего они функционируют в летний период. Их преимущество – расположение в непосредственной близости от объектов показа.
Рекреационные парки (самые крупные из них — национальные парки) – уникальные природоохраняемые объекты с регулируеммым использованием.
Тематические парки – предприятия развлекательной и зрелищной индустрии (аквапарк, диснейленд)
2. Ресурсы и инфраструктура туризма
Характерная особенность туристской индустрии – невозможность объединения в рамках одной отрасли всей или большей части ее материально-технической базы, поэтому индустрию туризма можно рассматривать как рынок услуг и товаров туристских отраслей.
Туристская отрасль — отрасль общественного производства, состоящая из предприятий, производящих товары или услуги, предназначенные для реализации на туристском сегменте рынка.
Помимо предприятий – производителей тур. услуг (размещение, питание, проезд, экскурсии) вжаное знаечние имеет сектор поддержки: туристические организации и ассоциации, местные органы власти, а также частный чектор.
Транспорт11
Транспортные услуги – один из основных видов обслуживания в туризме. На них приходится и большая часть цены тура (40-60%). Прежде всего, это перевозка с места отправления в место назначения и трансфер – перевозка туристов к объекту назначения, транспортные услуги на месте (это входит в турпакет или может быть приобретено на месте).
Простое деление видов транспорта – воздушный (регулярные и чартерные рейсы), водный, сухопутный (регулярные рейсы и специальные).
1) Воздушный:
– фирма может забронировать квоту мест на авиалинии (жесткая квота – когда фирма оплачивает независимо от наполнения, мягкая – есть сроки возможного отказа от части мест)
– чартер – аренда самолета для доставки группы туристов. Маршрут и сроки определяет заказчик. Но в таком случае для увоза 10 групп туристов лайнер делает 11 рейсов (формула N+1). Здесь тоже возможны жесткий и мягкий вариант заказа (зависит от договора12)
Авакомпании достаточно активно используют тарифы для уравновешевания рынка:
Базовый тариф (меняется от сезона), но билеты подлежат обмену и возврату. От этого базового тарифа устанавливаются льготы и скидки:
• нормальный тариф – полное обслуживание (туда и обратно), даты определяфет сам пассажир. Это самый дорогой тариф.
• Специальные тарифы – наиболее дешевые, но с рядом ограничений (чем дешевле тариф, тем жестче условия его применения)13. Спецтарифы могут быть: групповые, молодежные, инклюзивные (идут только в турпакете), экскурсионные (обязательно полет в оба конца и с небольшим сроком пребывания за границей)
• Льготные и реклманые тарифы – семейный, по новому направлению и т.п.
2) Морские круизы и путешествия:
Специальное судно, по определенному маршруиту с заходом в порты.
Круиз — морской или речной тур, в базовую стоимость которого включено комплексное обслуживание на борту судна. Цены очень разнятся от комфортабельности лайнера.
3) Железнодорожный туримз
В Европе есть туристические, экскурсионные и чартерные поезда. Самый известный туристский поезд в Европе — «Восточный экспресс»14.
В системе пассажирских перевозок поезда подразделяются на рейсовые (графиковые), следующие по строго установленному маршруту, в строго соблюдаемом временном промежутке и графике движения, и специальные или чартерные.
В зависимости от скорости движения поезда делятся на:
• Пассажирские – 50-55 км/ч и делают много длительных остановок
• Скорые – свыше 55 км/ч с небольшим количеством остановок (отличие не столько в скорости, скольк в остановках)
• Скоростные – скорость от 80 до 200 км/ч, без остновок.
В Росии популярны фирменные поезда: «Красная Стрела», «Калина Красная».
Возможны и специальные экскурсионные поезда.
4) Автобусные перевозки – почти 80% сухопутных поездок.
Автобусные туры — путешествия групп туристов на собственных или арендованных автобусах. Главное преимущество – мобильность.
Поездки: рейсовые, челночные / чартерные (по маршрурту, но с возвращением в начальный пункт), специальные.
Продолжительность большинства внутренних туров обычно колеблется от одного до 10 дней. Причем как внутрениие так и внешние поездки (по Европе).
Средства размещения
Коллективные – госьтиницы, кемпинги и проч.
Индивидуальные – аренда жилья, у родственников.
В России раньше – постоялый двор, трактир. На западе – таверна.
Звёздная система гостиниц («европейская» система, на основе французской национальной классификации, распространенная в большинстве стран – от 1 до 5 звезд)15:
16
Категория
Уровень (класс)
США
Услуги
Номера
Эконом17
*
D
эконом-класс
Inexpensive
(недорогой)
минимум услуг, может быть даже без ежедневной уборки
одного типа
**
C
малобюджетный
Moderate
(умеренный)
минимум услуг, но с ежедневной уборкой
1-2 типа
Средний класс
***
B
средний
Expensive
(дорогой)
стандартный набор услуг: ежедневная уборка номеров,
в номерере: санузел, телевизор, мини-бар или холодильник18
на территории: прачечная, бассейн, тренажёрный зал, бизнес-центр, место для завтрака
Различнеы виды номеров (одноместные, двухместные, для курящих и т.п.)
Высший класс
****
А
высокий
Deluxe (Роскошный)
Все выше указанные услуги.
Специальные услуги: спа, массаж, несколько баров и ресторанов, конференц-залов
*****
De Luxe
Люкс
Super deluxe
Обширный набор услуг, особенно эксклюзивных (гольф-клуб, вертолётная площадка, прислуга)
Многокомнатные апартаменты
В уровне «С» выделется вид Апарт-отель – здание с множеством аппартаментов с кухней и посудой, для самообслуживания19. В номерах производится уборка по оговорённому графику.
Разнообразие:
Мотели (motor hotel) – небольшая придорожная гостиница.
Караванинги – автомобильный туризм.
Пансионаты20, туристические базы, дома отдыха – разновидность гостиницы с полным обслуживанием жильцов.
Кемпинги (camping «проживание в лагере») – оборудованный летний лагерь для автотуристов c местами для установки палаток или лёгкими домиками.
Таймшер (timeshare, «разделение времени») – сдача личных помещений многовладельческой собственности на время.
Ротель – передвижной отель
Гостевой цикл:
Задание: Прочтите внимательно ситуацию. Российский турист прибыл в забронированный турагентом отель в Париже. После оформления всех необходимых документов на ресепшн турист поднялся к себе в номер. В день приезда в Париж не было запланировано никаких экскурсий, поэтому турист решил немного отдохнуть ипринять ванну. После того, как турист заполнил ванну водой, он обнаружил дефект: пробка естьи плотно забита, а кольца нет. Турист попытался вытащить пробку всеми доступными средствами, даже с помощью перочинного ножа. Между тем пробка поднимается автоматически после нажатия специальной кнопки.
Ответьте на следующие вопросы:
1) На какой стадии «гостевого цикла» находится данный постоялец?
2) Какая ошибка была допущена в процессе обслуживания клиента?
3) В какую службу туристу необходимо обратиться за помощью?
4) Кто виноват в данной ситуации: направляющая турфирма, принимающая фирма, персонал гостиницы или он сам? Почему?
Задание:
Критерии
Туроператорская деятельность
Турагентская деятельность
Понятие
Функции и задачи
Классификации (критерии)
Основные виды
Индустрия питания
Ресторан (лат. restauro, восстановить) – широкий ассортимент блюд сложного приготовления.
Классифкация по кухне и интерьеру:
Статус21 (класс)
Звезды
Интерьер
Меню
Персонал
Четвертый
1
Туалет, раковина, чистые скатерти. Кондиционер. Кухня отделена от зала.
Нет отдельных требований. Главное – на заказ.
24 клиента – 1 официант
Третий
2
Единая посуда.
20 клиентов – 1 официант
Второй
3
Большая площадь (1,5 кв.м на чел.). Единая посуда.
15 клиентов – 1 официант
Первый
4
Гармоничный интерьер.
Разнообразный ассортимент. Меню на двух иностранных языках.
5 клиентов – 1 администратор и официант
Высший
5
Оригинальный интерьер. Вечером – музыка.
Разнообразный ассортимент. Меню на нескольких иностранных языках.
–//–
«Люкс»
5
банкетный зал, бар, коктейль-холл с барной стойкой, танц-пол. Мебель из дорогих пород дерева. Форфоровая посуда.
Музыкальная программа вечером.
Фирменные блюда не менее половины ассортимента. Меню на нескольких иностранных языках.
5 клиентов –1 официант. Единая форма
Кафе, Бары, Столовые, Буфеты, Фастфуд (предприятия быстрого обслуживания), Закусочные, Пицерии22
Особенности предложений по питанию в гостиницах:
Услуга
Международное обозначение
Размещение без питания
RO (Room only – только проживание)
BO (Bed Only)
EP (European Plan)
NO (нет)
Размещение + завтрак23
ВВ (Bed & breakfast) = гарни
2-разовое питание (завтрак + ужин, завтрак + обед, обед + завтрак)
НВ (half-board – половина еды = полупансион)
3-разовое питание (завтрак, обед, ужин)
FB (Full-Board = полный пансион)
Бесконечно много разных блюл, в почти неограниченные сроки организации приема нищи
AI (All inclusive – все включено). Шведский стол.
Четырехразовое питание + закуски в любое время, пиво и коктейли до 24.00
UAI (Ultra all inclusive – ультра все включено)
Четырехразовое питание + закуски в любое время, крепкий алкоголь до 24.00
EAI (Extra all inclusive – экстра все включено)
Анимация
Анимация (от латин. – душа) – одушевление, вовлечение / активность.
Анимация — своеобразная услуга, основная задача которой повысить качество обслуживания. Анимация в туризме – взаимонаправленный процесс взаимодействия аниматоров с туристами в досуговой сфере на основе соединения формального руководства и неформального лидерства специалиста, осуществляющего взаимодействие.
Важные черты:
• осуществляется в свободное время;
• отличается свободой выбора, добровольностью и активностью участников;
• учет национальных, религиозных особенностей и традиций;
• многообразие видов на базе различных интересов взрослых, молодежи и детей;
• отличается глубокой личностностью;
• носит гуманистический, культурологический, развивающий, оздоровительный и воспитательный характер.
Задача аниматора:
• адаптация – сплотить группу, создать комфортный психологический климат;
• компенсация – организовать досуг туристов, отвлечь их от повседневных забот;
• стабилизирующая – уравновещение психики;
• оздоровительная – двигательная и умственная активность;
• совершенствующая – раскрыть потенциал клиентов;
• информационно-образовательная – получение новых знаний и опыта
• рекламная – продвижение региона, места нахождения, страны
Это своеобразные дополнительные услуги клиенту, позволяющие занять его таким образом, чтобы вызвать в нем положительные эмоции, дать почувствовать удовлетворение от отдыха в отеле, и тогда у него появится желание вернуться в этот отель еще раз. Это и есть конченая цель услуги! Поэтому отдельная плата за услуги аниматора не взимается.
Анимация может проводится в гостиницах (гостиничная), на маршруте (туристкая), в перерывах, вечером (рекреационная). Могут быть созданы специальные Анимационные туристские маршруты – например, по литературным произведениям, исторические реконструкции, карнавалы, событийный туризм.
Простые приемы анимации:
1. Костюмирование.
2. Коллективная импровизация.
3. Различные формы состязаний в форме игрового конкурса.
4. Ритуальное действие (для празднично-обрядового мероприятия).
5. Создание исторического фона с помощью особенностей (архитектурных, географических и др.) места проведения праздника.
6. «Оживлении» экспонатов и экспозиций: костюмировании актеров или самих экскурсантов.
В ходе самого действия поэтапно решаются следуцющие задачи:
1. увидеть объекты действия по определенной заданной теме;
2. услышать необходимую информацию (музыку, задание)
3. попробовать сделать подобное самому
4. ощутить сопричастность к происходящему процессу;
5. приобщиться к процессу, овладеть практическими навыками.
3. Туристский потенциал территорий
Туристско-рекреацнонные ресурсы территорий – совокупность природных и искусственно созданных человеком объектов, необходимых для формирования туристского продукта территории.
Надо различать: ресурсы – это имеющиеся средства реализации потребностей, а потенциал – возможности развития.
Туристский потенциал территории очень изменчив (даже наличие уникальных объектов само по себе незначительно повышает потенциал, это лишь желательный фактор).
Потенциал территории это туристские ресурсы (см. дестинация) + Туристская инфраструктура (см. выше)24
Туристские (турисстко-рекреационные) ресурсы
Природные
Социально-экономические
Культурно-исторические
• Флористические
• Фаунистические
• Климатические
• Орогра фиче ские
• Гидрологические
• Бальнеологический
• Прочие виды
• Трудовые
• Информационные
• Управленческие
• Материальные
• Материальные
• Духовные
Там, где нет каких-либо туристских ресурсов, туризма не может быть в принципе. Отдельные туристские ресурсы предполагают лишь туризм в ограниченных масштабах. Туристские ресурсы доступны для ознакомления и использования независимо от формы собственности, если к тому нет установленных законом ограничений
Туристские ресурсы — национальное достояние. Однако часть из них, имеющих особое значение, отнесена к объектам и памятникам мирового значения. Такой перечень устанавливает и ежегодно обновляет ЮНЕСКО.
У ресурсов много свойств, даже известность очень влияет на их использование. Большое значение имеет природно-эстетическая ценность территории (даже климат влияет на развитие туризма).
Туристские ресурсы фиксируются в кадастре туристских ресурсов: систематизированный свод сведений, включающий количественную и качественную характеристику природных и социокультурных объектов и явлений туристского назначения. Он позволяет учесть ресурсы + выявить их потенциал (сильные и слабые стороны)
Вид ресурса
Критерии оценки
Лимитирующий фактор*25
Культурно-исторический потенциал:
Организованные / Неорганизованные объекты
туристско-экскурсионного
показа
Мировой уровень
Национальный уровень
Местный уровень
Норма пропускной способности объекта
Инфраструктурный потенциал:
Средства размещения
Классность (звездность)
Количество мест номерного фонда
Предприятия питания
Тип предприятия
Классность предприятия Кухонная направленность
Другие критерии
Количество накрытий
Транспортная инфраструктура
Виды транспортной доступности
Интенсивность движения Другие критерии
Пропускная способность транспортной системы
Природно-рекреаиионный потенциал:
Климатический фактор
Режим осадков
Атмосферная циркуляция
Ветровой режим
Другие критерии
Режим воздействия
Водный ресурс
Вид ресурса
Оценка берега
Характеристика дна
Санитарно-гигиенические характеристики
Применимость в развитии туризма
Другие критерии
Допустимая антропогеннорекреационная, технологическая и психологическая нагрузка
Садово-парковый ресурс (парки, сады, скверы)
Вид ресурса
Тематика ресурса
Другие критерии
Экологическая пропускная способность
+ надо учитывать экологическую ситуацию, аттрактивность объектов и их сохранность,
Следует отметить, что при составлении таблицы кадастра особое значение следует уделять территориальному фактору, т.е. местоположению рассматриваемых ресурсов. Например, если у вас есть особо привлекательный объект, то по кадастру можно определить, насколько данный объект транспортно доступен, есть ли поблизости достаточное количество предприятий питания и т.д. Остальные объекты могут рассматриваться как вспомогательные.
Кадастр туристских ресурсов территории может служить основой разработки концепции или целевой программы поддержки отрасли в регионе.
Задание: заполните подобную таблицу для своего населенного пункта, оцените его туристский потенциал.
На основе собранных данных может быть составлен Паспорт туристской зоны:
1. наименование данной территории;
2. описание ее местоположения, площади и границ;
3. план территории;
4. перечень участков особо охраняемой природной территории, если таковые есть, и их площади;
5. природные характеристики территории;
6. иные сведения.
4. Пространственная организация туризма
Рекреационные системы
Рекреационная система — сложная социально управляемая (частично самоуправляемая) система, центральная подсистема которой – субъекты туризма26, а целевая функция – наиболее полное удовлетворение их рекреационных потребностей.
Подсистемы (составляющие) рекреационной системы:
Природные
Климат
Рельеф
Воды
Флора и фауна
Урбанизированные
Региональные
Районные
Локальные
Биосоциальные
Потребитель
Производитель
Системы расселения
Форма
Тип
Вид
Структура
Технические системы
Транспортные
Инженерные
Социальный состав рекреационных территорий:
орган управления + обслуживающий персонал + контингент отдыхающих27
Структурный состав рекреационных территорий:
Природные комплексы + Културные комплексы + Техничсекие комплексы
Туриссткие центры и дестинации
Знание туристских центров и туристских территорий – одно из главных требований, предъявляемых к менеджеру туристского бизнеса (дисциплина «География туризма» + Страноведение).
Порой туристские потоки связаны не столько с самим ресурсом (центром), сколько информации о нем.
Но надо различать:
Центр туризма – город, местность или объект, где на базе туристско-рекреационных ресурсов создан комплекс туристско-экскурсиокного обслуживания.
Туристский центр – местность, привлекающая туристов наличием туристско-рекреационных ресурсов, удобств транспортно-географического положения и доступной для туриста информации о нем.
Туритсткие центры могут быть несокльких типов: экологические, рекреационные, горные и др.
Дестинации проходят обычные циклы развития28:
1. Существование неосвоенной территории (но есть потенциал)
2. Инвестирование в индустрию гостеприимства, рост числа туристов.
3. Продвижение дестинации на рынке, развитие инфраструктуры. Идет перерастание узкоспециализированного туристско-рекреационного района в полифункциональный.
4. Создание новых рабочих мест; видоизменения в архитектуре, окружающей среде, культуре; появление новых жителей. Район становится устойчивым туристским центром.
5. Потеря привлекательности и новизны дестинации (сокращение количества туристов)
Рекреационное районирование – членение территории по принципу однородности признаков, характеру рекреационного использования (лечебной, оздоровительной, туристской, экскурсионной). Этот отраслевое районироване. Но здесь не может быть только экономического подхода.
В России пятиступенчатая система:
1. Рекреационные зоны29 – выделяются в зависимости от плотности сосредоточения предприятий длительного отдыха и освоенных рекреационных ресурсов.
2. Область (край, республика) – совпадает с административно-териториальным делением
3. Район – целостная территория, отличающаяся благоприятным для рекреации сочетанием природных условий, имеющая рекреационные объекты и специализацию30.
4. Местность – однородные природные ресурсы и более узкая возможность для специализации рекреационных учреждений (на их основе формируется курорт, зона отдыха).
5. Микрорайон – совокупность рекреационных учреждений и различных сопутствующих отраслей, расположенных на компактной территории и связанных между. Сюда же можно отнести и Туристский центр.
Пример: Зона – юг Сибири, район – Обско-алтайский, подрайон – Алтайский / Обской31