Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Оценка эффективности деятельности предприятий туриндустрии

  • 👀 2207 просмотров
  • 📌 2127 загрузок
Выбери формат для чтения
Статья: Оценка эффективности деятельности предприятий туриндустрии
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Оценка эффективности деятельности предприятий туриндустрии» pdf
Тема 6. Оценка эффективности деятельности предприятий туриндустрии Учебные вопросы: 1. Состав и классификация затрат предприятия туриндустрии. 2. Теория безубыточности и ее использование в туризме. 3. Экономическая эффективность деятельности предприятий туриндустрии. Введение Целью любого коммерческого предприятия индустрии туризма является получение прибыли. Прибыль предприятия туриндустрии зависит от выручки, которую оно получает в результате своего функционирования, и издержек, которые оно при этом несет, прибыль зависит от цены турпродукта (услуг) и затрат (себестоимости) на производство. Для эффективного управления деятельностью предприятия индустрии туризма необходимо изучить состав затрат, методы расчета точка безубыточности и оценки экономической эффективности. 1. Состав и классификация затрат предприятия туриндустрии В туризме для определения себестоимости турпродукта все затраты делятся на прямые и косвенные. Прямые затраты непосредственно ложатся на себестоимость турпродукта (услуг), а косвенные должны распределяться пропорционально. Косвенные затраты: • заработная плата работников, • арендная плата; • расходы на рекламу; • расходы на оплату коммунальных услуг, ремонт и эксплуатация транспортных средств; • расходы по выплате процентов за кредиты, взятые для оплаты поставщикам отдельных видов услуг, • амортизация и содержание офисов компании и т.п. Постоянные затраты (условно-постоянные) – это затраты, которые непосредственно не зависят от количества реализованных турпродуктов. К ним относят заработную плату сотрудников предприятия (управленческий и вспомогательный персонал) со всеми обязательными отчислениями, расходы по аренде, амортизацию основных фондов, коммунальные услуги, абонентскую плату за телефон, расходы на рекламу и т.п. Переменные затраты (условно-переменные) – это такие затраты, которые непосредственно зависят от объема реализации турпродукта. К ним относят расходы по доставке и проживанию туристов, питанию, заработную плату сотрудников предприятия туриндустрии (той части персонала, вознаграждения которой зависит от величины производства и реализации продукции (услуг)) со всеми обязательными отчислениями, выплату комиссионных агентам и т.п. Постоянные (Zпост) и переменные (Zпер) затраты по разному ведут себя по отношению ко всему объему производства товаров и услуг и по отношению к одной услуге (товару) в общем объеме их производства. Представим поведение этих затрат графически (рис.1-4). Z ед пост Zпост Zпост Z ед пост Q Рис. 1. Отношение постоянных затрат. (Zпост) ко всему объему производства продукции (услуг) (Q) Q Рис. 2. Отношение постоянных затрат (Z ед пост ) на единицу продукции (услуги) в общем объеме их производства (Q) Z ед пер Zпер Zпер Z ед пер Q Q Рис. 3. Отношение переменных Рис. 4. Отношение переменных затрат. (Zпер) ко всему объему производства продукции (ус-луг) (Q) (пропорциональные затраты) затрат (Z ед пер ) на единицу продукции (услуги) в общем объеме их производства (Q) Постоянные и переменные издержки в совокупности составляют общие (совокупные, валовые) издержки предприятия туриндустрии: Zобщ = Zпост + Zпер, где Zобщ, Zпост, Zпер – общие, постоянные и переменные издержки (затраты) предприятия. 2. Теория безубыточности и ее использование в туризме Теория безубыточности базируется на расчете такого объема производства и реализации продукции (услуг), при котором выручка от реализации равна общим затратам, а прибыль равна нулю. Это метод называют метод директ-костинг, он позволяет наглядно графически представить взаимосвязь поведения затрат и получаемых результатов в зависимости от изменения объема производства (реализации) продукции (услуг). (рис. 5) Z, P Пр Z, P V V Zпост Qкр Точка безубыточност и Zпер Точка безубыточност и Q Zпол Zобщ Z ед пер Qкр Q Рис.5. График безубыточности общих и удельных затрат V – выручка: для графика безубыточности общих затрат, Q – количество произведенной продукции (услуг) умноженное на цену единицы; Точка безубыточности является важным экономическим показателем принятия управленческих решений для предприятия индустрии туризма. Концепция определения критической точки широко используется при выборе вариантов действий из множества альтернативных решений. Наилучшим решением считается то, при котором величина критического объема (Qкр) является наименьшей, при прочих равных условиях. Точка безубыточности может измеряться как в натуральных показателях, так и в стоимостном виде: - в натуральных показателях – Qкр - критический объем производства (реализации) продукции (штук), при котором прибыль равна нулю; - в стоимостном – Пр – порог рентабельности - критический объем выручки от реализации, при котором прибыль равна нулю. (см. рис. 46) Данные показатели можно рассчитать аналитически. Q кр = Z пост Ц ед − Z ед пер , где П – прибыль; Цед – цена единицы продукции (услуги); Qкр - критический объем выпуска (реализации) продукции (услуг), при котором прибыль равна нулю. Порог рентабельности (Прент) можно рассчитать по следующей формуле: П рент = Z пост , Квм где Квм – коэффициент валовой маржи (маржинального дохода) – доля маржинального дохода в общем объеме выручки: К вм = М V М - маржинальный доход, (маргинальный доход, валовая маржа) – разность между выручкой и переменными затратами. Для того чтобы оценить, насколько фактическая выручка превышает выручку, при которой предприятие работает безубыточно, можно рассчитать запас финансовой прочности (ЗФП). В абсолютных величинах запас финансовой прочности рассчитывается как разность между выручкой и порогом рентабельности: ЗФП = Vфакт − П рент . Данный показатель характеризует ту величину, на которую можно снизить выручку от реализации, чтобы при этом предприятие оставалось безубыточным. Расчет запаса финансовой прочности в процентах показывает процентное отклонение фактической выручки от критической (пороговой) выручки; другими словами, оценивает, на сколько процентов можно уменьшить выручку от реализации, оставаясь в области безубыточности: ЗФП = Vфакт − П рент Vфакт  100% , где Vфакт, Прент – фактический и критический объем выручки предприятия. Эффект операционного рычага показывает, что любое изменение выручки от реализации всегда порождает более сильное изменение прибыли, т.е. выручка растет медленнее, чем прибыль. Эффект операционного рычага рассчитывается для определенного объема производства (выручки от реализации) продукции (услуг), т.е. для каждой конкретной точки. Изменяется объем производства (выручка от реализации), меняется и сила операционного рычага. Эффект операционного рычага (ЭОР) рассчитывается в виде отношения маржинального дохода к прибыли: ЭОР = М . П Эффект операционного рычага показывает во сколько раз прирост прибыли больше прироста объема реализации продукции (услуг). Рассмотрим на условном примере методику проведения расчетов по системе директ-костинг, и преимущества данного подхода для принятия правильных управленческих решений в отличие от методики расчета калькуляции продукции (услуг) по полной себестоимости. Пример. Условная гостиница за отчетный период имеет заполняемость около 60%, что соответствует реализации 2000 номеров (койко-дней). Общая выручка для гостиницы с этого вида деятельности составила 780 000 руб. Исследования рынка показали, что если снизить стоимость проживания на 10%, то можно увеличить реализацию номеров (койко-дней) на 20%. Производственные возможности гостиницы позволяю увеличить объем реализации в таком размере. Необходимо просчитать варианты и принять решение, стоит ли снижать цену, чтобы увеличить общую прибыль гостиницы. Цена за номер составляла 390 руб. Полная себестоимость равняется 600 000 руб. Для простоты расчетов будем считать, что цена останется неизменной на весь рассчитываемый период. Информацию для расчетов возьмем: из системы расчета полной себестоимости; из системы расчета методом директ-костинг при условии, что структура постоянных и переменных затрат соотносится, как 0,6 : 0,4, что в абсолютных величинах составит: общие постоянные затраты — 360 000руб, общие переменные затраты — 240 000 руб. Расчеты приводятся в таблицах 1 и 2. Таблица 1 - Расчет прибыли методом учета полной себестоимости Варианты Показатели Цена номера (руб./к-н) Полная (руб./к.н.) удельная себестоимость Прибыль удельная (руб./к-н) Общая (валовая) прибыль (руб) 1 2 (Объем реализации 2000 к-н) (Объем реализации 2400 к-н) 390 351 300 300 390 – 300 = 90 351 – 300 = 51 2000  90 = 180 000 2400  51 = 122 400 Таблица 2 - Расчет прибыли методом директ-костинг Варианты 1 2 (Объем реализации 2000 к-н) (Объем реализации 2400 к-н) 390 351 Переменные затраты удельные (руб./кн) 240 000 : 2000 = 120 120 Маржинальный доход удельный (руб./к-н) 390 – 120 = 270 351 – 120 = 231 Общий маржинальный доход (руб.) 2000  270 = 540 000 2400  231 = 554 400 Выручка от реализации валовая (руб.) 2000  390 = 780 000 2400  351 = 842 400 2000  120 = 240 000 2400  120 = 288 000 780 000 – 240 000 = 540 000 842 400 – 288 000 = 554 400 360 000 360 000 540 000 – 360 000 = 180 000 554 400 – 360 000 = 194 400 Показатели Цена номера (руб./к-н) Переменные затраты общие (руб.) Маржинальный доход общий (руб.) Постоянные затраты общие (руб.) Общая валовая прибыль (руб.) Выводы. Если проводить расчеты по полной себестоимости, то получается, что гостинице невыгодно снижать цену за номер, так как согласно расчетам общая прибыль снизится на 57 600 руб. (180 000 – 12 2400 = 57 600). Если осуществлять расчеты по системе директ-костинг, то общая прибыль увеличится на 14 400 руб. (194 400 – 180 000 =14 400), что совпадает с ростом маржинального дохода на 14 400 руб. (554 400 – 540 000 = 14 400). При этом общая загрузка гостиницы возрастет и будет более 70%, что в свою очередь, может принести еще больший совокупный доход для гостиницы. Если изменения объема выпуска продукции (услуг) не происходит, то оба подхода в расчетах дают одинаковый результат. При расчете методом директ-костинг (во втором варианте) увеличение прибыли получилось из-за раздельного учета влияния постоянные и переменные затрат на выпуск продукции (услуг), что позволило выявить снижение постоянных затрат на единицу при увеличении общего выпуска продукции (услуг) на 400 номеров (койко-дней). Это соответствует общему экономическому закону масштаба выпуска продукции, который говорит о том, что с увеличением выпуска продукции удельные совокупные затраты уменьшаются, (прибыль растет не линейно). Таким образом, выбор правильного варианта учета поведения затрат приводит к принятию правильных управленческих решений. Другой важной особенностью метода директ-костинг является то, что он позволяет наглядно графически представить взаимосвязь поведения затрат и получаемых результатов в зависимости от изменения объема производства (реализации) продукции (услуг). Покажем на примере, как можно пользоваться данной методикой расчетов. Пример. Исходные данные для расчетов взяты из предыдущего примера, причем предполагается, что цена номера не будет уменьшаться и в номере проживает 1 человек: Q1 = 2000, Цед = 390, V = 780 000, Zпер = 240 000 (удельные = 120), Zпост = 360 000. Рассчитаем точку безубыточности аналитически и графически (рис. 47): Q кр = Zпост 360000 =  1333,33 ед Ц ед − Zпер 390 − 120 Рис.6 . График безубыточности Точка безубыточности показывает, что, начиная с 1334-го номера, реализация каждого следующего номера будет приносить для гостиницы прибыль. Рассчитаем остальные показатели: П рент = Zпост 360000 = = 521739,13 , К вм 0,69 К вм = М 540000 = = 0,69 V 780000 ЗФП = V − Прент = 780000 − 521739,13 = 258260,87 ЭОР = М 540000 = =3 П 180000 Для расчета эффекта операционного рычага через индексы изменения объема реализации и прибыли необходимо рассчитать прогнозируемую величину выручки и прибыли при изменении объема реализации до 2400, т.е. Q2=2400 койко-ночей. V2 = 2400 × 390 = 936 000, Zпер = 120 × 2400 = 288 000, М2 = 936 000 – 288 000 = 648 000 П2 = 648 000 – 360 000 = 288 000. Рассчитаем индексы прироста: Iv = V2 936000 = = 1,2 V1 780000 ЭОР = Iп = П 2 288000 = = 1,6 П1 180000 П 6 = =3 I 2 . Эффект операционного рычага показывает, что при росте выручки на 20%, прибыль увеличится на 60%, т.е. на каждый процент роста выручки от реализации, прибыль будет увеличиваться на три процента. Но если теперь рассчитать эффект операционного рычага для данного объема выручки, то он значительно уменьшится, и вообще, чем реализация (производство) продукции находится дальше от критического объема, тем меньше сила операционного рычага. Расчет точки безубыточности позволяет планировать определенный (желаемый) объем прибыли, уровень заполняемости (загрузки) гостиницы и т.п. Покажем, как можно осуществить расчет желаемого объема прибыли гостиницы. Предположим, что гостиница желает получить в плановом периоде общий объем прибыли в размере 180 000 руб. Сколько для этого необходимо реализовать номеров (койко-ночей)? Расчет можно осуществить по следующей формуле (данные для расчета взяты из рассматриваемого примера): Z +П 360000 + 180000 Qкр = пост ед р = = 2000койко − ночей Ц ед − Z пер 390 − 120 Полученный результат соответствует условиям примера. Такой расчет применим в тех случаях, когда номерной фонд гостиницы состоит из одинаковых по классу и стоимости номеров. Но, как правило, гостиница располагает номерами различной категории. В этом случае расчет точки безубыточности можно осуществлять не в натуральном (номерах или койко-ночах), а в стоимостном выражении. При этом существуют два подхода в расчетах (данные для иллюстрации расчетов будем брать из приведенного примера). При первом подходе расчет безубыточности осуществляется по следующему алгоритму. Суммируем все переменные затраты по всему номерному фонду (по всем категориям номеров). Предположим, они составят 240 000 руб. При этом постоянные затраты равны 360000 руб. и общая предполагаемая выручка 780000 руб. Определяем маржинальный доход: М=V – Zпер = 780 000 – 240 000 = 540 000 руб. 3. Рассчитываем коэффициент маржинального дохода: К вм = М 540000 = = 0,69 V 780000 4. Точка безубыточности (порог рентабельности) Z 360000 П рент = пост = = 521739,13 руб. К вм 0,69 Порог рентабельности означает, что если гостиница получила выручку от реализации номерного фонда (номеров различной категории) в таком объеме, то она покрыла все свои постоянные затраты. Эта информация позволяет руководству гостиницы вести грамотную ценовую политику, особенно в периоды снижения спроса на гостиничные услуги. В данной ситуации для стимулирования спроса можно смело осуществлять снижение цен на номера. При этом в качестве нижнего предела цены номера будет выступать суммарная величина общих переменных затрат плюс желаемый объем прибыли. Во втором варианте расчета применяется понятие средней цены номера, которая определяется как отношение общей выручки, полученной от реализации всех номеров, к общему числу проданных номеров (койконочей): 1. Рассчитываем среднюю цену номера: Ц = 780 000 : 2000 = 390 руб. 2. Рассчитываем средние переменные затраты на номер: Z пер = 240 000 : 2000 = 120 руб. 3. Рассчитываем точку безубыточности как отношение постоянных затрат к разности средней цены за номер и средних переменных затрат: Qкр = 360 000 : (390 – 120) = 1333,33 койко-ночи. Умножив полученное значение на среднюю цену номера, получим точку безубыточности в денежном выражении: 1333,33 х 390 = 520 000 руб. Таким образом, метод директ-костинг позволяет установить связи и пропорции между затратами и объемами производства (реализации) продукции (услуг), прогнозировать поведение совокупных затрат предприятия в зависимости от изменения объемов производства, рассчитывать прибыльность (убыточность) предприятия, получать оперативную информацию о финансовом состоянии предприятия, определять изменение прибыли вследствие изменения цены реализации, структуры выпускаемой продукции (услуг). Этот метод позволяет принимать правильные решения по управлению предприятием индустрии туризма в условиях рыночной экономики. 3. Экономическая эффективность деятельности предприятий туриндустрии. В общем виде показатель экономической эффективности функционирования предприятия определяется в виде отношения результата к затратам, необходимым для достижения этого результата. Е= F R, где Е – показатель экономической эффективности; F – полученный результат, эффект; R - затраты, необходимые для достижения этого результата. Непосредственно для определения эффективности функционирования предприятия индустрии туризма необходимо оценить эффективность использования имеющихся ресурсов. Для этого используют сравнительные (приростные) показатели эффективности использования ресурсов, то есть определяется функция эффективности использования ресурсов. Любое предприятие в своем развитии применяет два подхода использования ресурсов: экстенсивный, интенсивный. При экстенсивном подходе увеличение выпуска продукции (услуг) осуществлять за счет вовлечения дополнительных объемов ресурсов, т.е. увеличение эффекта достигается за счет увеличения ресурсов. При интенсивном подходе увеличение выпуска продукции (услуг) осуществлять за счет вовлечение новой более производительной техники и новейших технологий (при этом объемы используемых ресурсов даже могут сокращаться), т.е. в результате улучшения качества использования ресурсов. При увеличении ресурсов предприятию необходимо определять эффективность использования дополнительных единиц ресурсов, то есть определять показатели приростной экономической эффективности: F −F F = 2 1 = R 2 − R 1 R , где ε - показатель приростной экономической эффективности; F1, F2 – значение эффекта при первоначальном объеме использования ресурса и при его увеличении соответственно; R1, R2 – первоначальный и увеличенный объемы ресурсов соответственно. Экономический смысл данного показателя заключается в том, что он характеризует эффективность использования дополнительного объема ресурса, в отличие от показателя Е, характеризующего эффективность использования всего объема ресурса (абсолютный эффект). Значит избыточный ресурс – это такой ресурс, эффективность использования которого равна нулю для данной сложившейся производственной ситуации. Важнейшим показателем экономической эффективности, отражающим конечные финансовые результаты деятельности предприятия туриндустрии, является рентабельность. Рентабельность предприятия туриндустрии позволяет судить о том, какой процент приносит вложенный в него капитал. В общем виде показатель рентабельности рассчитывается в виде отношения прибыли к затратам: Р= где П , Z Р – рентабельность, П – прибыль (может использоваться как балансовая, так и чистая), Z – затраты. Заключение Точка безубыточности является важным экономическим показателем принятия управленческих решений для предприятия индустрии туризма. Концепция определения критической точки широко используется при выборе вариантов действий из множества альтернативных решений. Наилучшим решением считается то, при котором величина критического объема является наименьшей, при прочих равных условиях. Для того, чтобы предприятие могло сформировать основные направления своего развития и выработать соответствующую экономическую стратегию, необходимо сформулировать критерии, к которым оно должно стремиться и соответствующие показатели, характеризующие выполнение этих критериев. В зависимости от выбранных критериев определяются и характерные для них показатели. Основная литература 1. Морозов М.А., Морозова Н.С. Карпова Г.А., Хорева Л.В. Экономика туризма. Учебник, М.: Федеральное агентство по туризму, 2014.320с. — Режим доступа: http://www.russiatourism.ru/data/File/news_file/2014/MOROZOV_Ekonomika.pd f 2. Морозов М.А., Морозова Н.С. Экономика организации туризма. Учебник для академического бакалавриата 5-е изд., испр. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2019. - 291 с. - Серия: Университеты России. 3. Черевичко Т.В. Экономика туризма [Электронный ресурс] : учебное пособие / Т.В. Черевичко. — 2-е изд. — Электрон. текстовые данные. — М. : Дашков и К, Ай Пи Эр Медиа, 2018. — 264 c. — 978-5-39401491-8. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/75188.html Дополнительная литература 1. Морозов М.А. Экономика и предпринимательство в социальнокультурном сервисе и туризме. М., Академия, 2010. http://works.doklad.ru/view/5iFnGUMpguk.html 2. Морозова Н.С. Концепция формирования и развития конкуренции в туризме [Электронный ресурс]: монография/ Морозова Н.С.— Электрон. текстовые данные.— М.: Российский новый университет, 2011.— 264 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/21283.— ЭБС «IPRbooks», по паролю 3. Морозова Н.С. Предпринимательство и конкуренция в туризме [Электронный ресурс]: монография/ Морозова Н.С., Морозов М.А.— Электрон. текстовые данные.— М.: Российский новый университет, 2010.— 136 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/21299.— ЭБС «IPRbooks», по паролю 4. Морозова Н.С. Формирование и развитие туристского рынка [Электронный ресурс]: монография/ Морозова Н.С.— Электрон. текстовые данные.— М.: Российский новый университет, 2009.— 136 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/21332.— ЭБС «IPRbooks», по паролю 5. Экономика туризма [Электронный ресурс] : методические указания по выполнению курсовой работы для обучающихся по направлению подготовки бакалавриата «Туризм» / . — Электрон. текстовые данные. — Краснодар, Саратов: Южный институт менеджмента, Ай Пи Эр Медиа, 2018. — 39 c. — 2227-8397. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/75097.html. 6. Повышение инновационной активности промышленных предприятий [Электронный ресурс] : коллективная монография / Ю. В. Морозюк, Ю. В. Гнездова, А. А. Костин [и др.] ; под ред. М. Я. Веселовский, И. В. Кирова. — Электрон. текстовые данные. — М. : Научный консультант, 2018. — 350 c. — 978-5-6040635-5-2. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/80794.html 7. Совершенствование механизмов повышения инновационной активности промышленных предприятий [Электронный ресурс] : коллективная монография / М. С. Абрашкин, А. В. Алдошкин, В. Г. Алексахина [и др.] ; под ред. М. Я. Веселовский, И. В. Кирова. — Электрон. текстовые данные. — М. : Научный консультант, 2017. — 304 c. — 978-59908932-9-0. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/75119.html. Рекомендации студентам по самостоятельному изучению темы и формированию компетенций, закрепленных за данной УД Изучая лекционный материал, студенты должны добиваться понимания изучаемой темы, применения знаний на практике при выполнении учебнопрофессиональных задач. В процессе освоения дисциплины студентам рекомендуется изучать и конспектировать не только обязательную, но и дополнительную литературу, расширять, углублять, закреплять усвоенные знания во время самостоятельной работы, Самостоятельная работа является одним из важнейших видов учебной работы и предполагает выполнение заданий, которые позволят творчески осмыслить полученный студентами материал и закрепить знания, навыки и умения, необходимые для формирования компетенций. Организация самостоятельной работы включает работу студентов над текстами лекций, учебников и дополнительной литературой, составление плана-конспекта изученного материала, его структуризацию в виде схем и графиков, что позволяет визуализировать и систематизировать полученный материал. При работе с основной и дополнительной литературой целесообразно придерживаться такой последовательности. Сначала прочитать весь заданный текст в быстром темпе. Цель такого чтения заключается в том, чтобы создать общее представление об изучаемом материале, понять общий смысл прочитанного. Затем прочитать вторично, более медленно, чтобы в ходе чтения понять и запомнить смысл каждой фразы, каждого положения и вопроса в целом. Чтение приносит пользу и становится продуктивным, когда сопровождается записями. Это может быть составление плана прочитанного текста, тезисы или выписки, конспектирование и др. Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним. Если содержание материала несложное, легко усваиваемое, можно ограничиться составлением плана. Если материал содержит новую и трудно усваиваемую информацию, целесообразно его законспектировать. План – это схема прочитанного материала, перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность материала. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов: - план-конспект – это развернутый детализированный план, в котором по наиболее сложным вопросам даются подробные пояснения, - текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника, - свободный конспект – это четко и кратко изложенные основные положения в результате глубокого изучения материала, могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом, - тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает ответ по изучаемому вопросу. В процессе изучения материала источника и составления конспекта нужно обязательно применять различные выделения, подзаголовки, создавая блочную структуру конспекта. Это делает конспект легко воспринимаемым и удобным для работы. Познавательная деятельность студентов при выполнении самостоятельной работы заключается в накоплении нового опыта на базе усвоенного ранее формализованного опыта (опыта действий по известному алгоритму) путем осуществления переноса знаний, умений и навыков. Суть заданий работ этого вида сводится к поиску, формулированию и реализации идей решения. Это выходит за пределы прошлого формализованного опыта и в реальном процессе мышления требует от обучаемых варьирования условий задания и усвоенной ранее учебной информации, рассмотрения ее под новым углом зрения. В связи с этим самостоятельная работа выдвигает требования анализа незнакомых студентом ситуаций и генерирования новой информации для выполнения задания. При организации самостоятельной работы студентам следует обратить особое внимание на систематическое изучение основной и дополнительной литературы, конспекта лекций, выполнение самостоятельных заданий. При изучении литературных источников необходимо так же вести конспект.
«Оценка эффективности деятельности предприятий туриндустрии» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 22 лекции
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot