Объекты стратегического управления можно условно разделить на три категории, соответствующие каждому структурообразующему уровню организации:
- предприятия;
- стратегически важные хозяйственные подразделения;
- функциональные зоны в организации.
Стратегическая единица бизнеса
Стратегическое бизнес - поле крупного многопродуктового предприятия, как правило, можно разделить на стратегические бизнес- единицы.
Стратегическая бизнес-единица - это организационная единица внутри фирмы, которая отвечает за разработку стратегии в разрезе одного или нескольких целевых сегментов рынка.
Концепция формирования стратегических бизнес-единиц оказывает значительное влияние на системы управления крупных предприятий по всему миру, поэтому она является важнейшим элементом стратегического менеджмента.
Стратегические единицы бизнеса выделяют с учетом результатов сегментации рынка. В качестве сегмента выступает выделенная определенным образом часть рынка, на котором можно реализовать продукцию предприятия.
Критерии определения бизнес-единиц
Процесс идентификации стратегических бизнес-единиц во многом связан с субъективным выбором. Основными критериями выделения единиц бизнеса выступают:
- наличие определенного круга клиентов или заказчиков;
- самостоятельное планирование и осуществление производственно-сбытовой деятельности, а также материально-технического снабжения;
- оценка деятельности с учетом полученной прибыли (убытка).
Основной задачей стратегической единицы бизнеса является достижение стоящей перед ней стратегической цели: проникновение на новые рынки, сокращение затрат, рост доли на рынке, разработка инновационной продукции и пр.)
Распространено мнение, что стратегическое управление является исключительной прерогативой высшего менеджмента. Но без широкого привлечения всех сотрудников нельзя разработать или реализовать эффективное стратегическое решение. Исходя из этого, каждый из организационных уровней структуры управления организацией можно рассматривать в качестве объекта стратегического управления.
Стратегия в зависимости от объекта изменений
В зависимости от выделяемых уровней структуры управления организации и в соответствии от объекта стратегических изменений бывает:
- корпоративная стратегия организации;
- бизнес-стратегия отдельных стратегических хозяйственных подразделений организации;
- функциональная стратегия функциональных зон хозяйствования;
- операционная стратегия, подразумевающая исполнение конкретных функций производственно-хозяйственной деятельности.
В качестве примера корпоративной стратегии можно привести стратегию слияния и поглощения или стратегию формирования альянсов. Корпоративная стратегия необходима для координации и взаимосогласования бизнес-стратегий. Корпоративная стратегия разрабатывается в тех компаниях, в которых необходимо согласовывать несколько бизнес-стратегий.
Бизнес-стратегия иллюстрирует стратегию организации в разрезе конкретного рыночного сегмента.
Функциональные стратегии включают стратегию управления персоналом, производственной деятельностью, финансами и другими сферами деятельности.
Операционные стратегии могут быть реализованы как долгосрочные правила принятия решений на уровне отдельных сотрудников организации: учетная политика, принципы найма на работу, стратегия сбыта и пр.
Реализация стратегических изменений в современной организации представляет собой итеративный процесс, осуществляемый на каждом иерархическом уровне.