Понятие стратегического управления появилось в практике ведения бизнеса в 60-70х г.г. ХХ века. Стратегический подход означает управление предприятием в долгосрочной перспективе. Он позволяет предприятию успешно функционировать в сложной, многосоставной и быстро меняющейся конкурентной среде. Провести различие между стратегическим, оперативным и нормативным менеджментом стало необходимо тогда, когда условия ведения бизнеса в рыночной экономике стали меняться (начало 50х г.г. ХХ века), т.е. когда для бизнеса стало недостаточно только лишь планирования бюджета на долгий срок и контроля за производством. Конкуренция больше не позволяла предполагать стабильную внешнюю среду для предприятия, и появилась необходимость в выработке стратегии. Обострение конкуренции стало условием перехода военного термина «стратегия» в экономику. Суть перехода к стратегическому управлению заключается в переносе акцента с внутренней среды предприятия на внешнее окружение для того, чтобы вовремя и адекватно реагировать на те изменения, которые там происходят. Стратегия разрабатывается и осуществляется на высшем уровне управления.
Стратегическое управление определяется как опирающееся на человеческие ресурсы управление, которое корректирует свое производство в зависимости от запросов потребителя, которому свойственны гибкость регулирования и своевременные изменения внутри организации, чтобы соответствовать вызовам внешней среды и достигнуть конкурентных преимуществ; в сочетании все данные действия позволяют предприятию выжить и достичь своих долгосрочных целей.
Объекты стратегического управления:
Предмет стратегического управления:
Чаще всего в стратегическом управлении решаются именно вопросы из последней категории. Поэтому для успешного стратегического планирования необходимо хорошо ориентироваться в том, какие именно факторы внешней среды влияют на работу организации. Но для оперативного реагирования на изменения внешней среды нужно знать те ресурсы, которыми организация обладает в настоящий момент, так что без анализа внутренней среды стратегическое планирование так же невозможно.
При разработке стратегии менеджеру необходимо ответить на ряд вопросов, основной из которых звучит так: «Какой мы хотим видеть компанию через n-ое количество времени (полгода, год, 5 лет)?» Этот вопрос влечет за собой следующий: «Какими ресурсами мы обладаем в данный момент?» И вслед за ним возникает вопрос: «Какими методами мы будем оперировать, чтобы достичь цели?»
Первый вопрос отражает одну из важных особенностей стратегического управления – ориентацию на будущее. Второй вопрос отражает необходимость сбора информации о всех областях функционирования организации для анализа прошлых проблем, нынешнего положения и планирования на будущее. Третий вопрос связан с реализацией выбранной стратегии и неизбежной корректировкой ответов на все три вышеперечисленных вопроса.
Итак, сущность стратегического управления заключается в составлении и воплощении на практике стратегии организации, которая основана на постоянном контроле и оценке изменений в деятельности организации для сохранения способности выживать в неподконтрольной и непредсказуемой конкурентной среде, а также эффективно функционировать в ней.
Его можно представить в виде следующей схемы: