В работе организации появление проблем – часть процесса функционирования. Проблемы влекут за собой необходимость их решения. Проблема – диссонанс между фактическими и прогнозируемыми данными о работе организации. Диссонанс мешает оптимальной работе, распределению ресурсов и получению прибыли. К появлению проблемы приводят такие причины, как:
Для организации имеют значение три типа проблем:
Один из самых эффективных управленческих инструментов по управлению проблемами в организации – это теория принятия решений. Решение – это выбор из нескольких альтернатив. Управленческое решение – выбор воздействия на элемент организационной структуры, который основан на анализе ситуации и имеет вид программы действий для достижения цели. Принятие решений в процессе управления организацией строго систематизировано из-за ответственности, которую влечет за собой исполнение решений.
Принятие управленческого решения – основной элемент в процессе управления организацией.
Управленческое решение принимается руководством в пределах имеющихся прав, норм текущего законодательства. Управленческие решения характеризуются такими признаками, как: наличие цели, разделение труда и профессионализм исполнения, последствия после исполнения.
Управленческое решение бывает запрограммированным (имеет вид схемы действий и шагов) и незапрограммированным (когда заранее составить последовательность действий нет возможности). У многих решений существуют негативные последствия. В процессе принятия эти последствия учитываются, рассматривается их влияние на все отделы. Отказ от принятия решений влечет худший результат, чем принятие решения с негативными последствиями. Так же нужно помнить, что любое решение принимается людьми с их эмоциями, так что иногда в решениях может отсутствовать логика, они не могут быть всегда оптимальными. Принятие решений – трудный и сложный процесс, иногда содержит в себе множество этапов и ступеней иерархии, которые задействованы в принятии решения. В современной теории принятия решений проблемы в организации рассматриваются в целом, учитывая совокупность всех факторов и влияний. Такой подход называют системным. Рассмотрение проблемы в целом может затруднять технический процесс принятия решений, но улучшает последствия решений для организации.
Так же при принятии решений учитывают горизонт планирования, т.е., те ограничения по срокам (есть ли они и какие), которые устанавливаются на каждый из проектов организации. Долгосрочные проекты могут стоять выше по приоритетам, чем краткосрочные, это влияет на принятие решений по проектам.
Разные исследователи выделяют их по-разному. Это зависит и от размера организации в том числе. Классификация управленческих решений зависит от выбранных признаков:
Рассмотрим качество управленческих решений в зависимости от участия работников в процессе принятия решений:
Каждый из подходов к принятию управленческих решений в схеме может быть эффективным, многое зависит от целей организации и ее размеров. Каждое принятое управленческое решение уникально, нет определенных схем действий для каждой ситуации, в решение включаются все параметры текущей ситуации организации. Процесс формирования и реализации решений, несмотря на уникальность каждой ситуации, все равно подчиняется определенной логике, или циклу принятия решений, принятому в организации.