Социальная работа и социально-диагностические методы
Специалисты социальной сферы в своей работе должны использовать социально-диагностические методы, отвечающие таким требованиям, как валидность, надежность, однозначность, точность.
Из множества диагностических методов социальный работник выбирает наиболее предпочтительный для конкретной ситуации.
На выбор метода влияние оказывают разные обстоятельства, включая цели и задачи, контингент диагностируемых, их характер.
Прежде чем понять поступки клиента социальный работник выявляет причину тех или иных его действий, а это значит, выявить мотив поведения. Чаще всего в основе мотивов поведения лежат биологические, материальные, социальные, духовные потребности, неудовлетворенность которыми порождает социальные проблемы, приводят к деформации личности, психическим заболеваниям и личностным трагедиям.
Социальная диагностика помимо того, что выявляет реально существующие проблемы, выполняет ещё прогностическую функцию, как один из видов помощи клиенту.
Чтобы составить социально значимый прогноз необходимо оценить существующие ресурсы и разработать диагностические технологии.
Для выполнения этой работы необходимы специалисты, способные как диагностировать ситуацию, так и прогнозировать её дальнейшее развитие.
К диагностическим методам относятся:
- метод наблюдения, помогающий изучить внешние проявления поведения человека;
- метод беседы дает возможность получить и корректировать информацию на основе вербальной коммуникации.
Таким образом, социальный работник, занимающийся диагностикой, должен уметь располагать к себе людей, вызывать у них доверие и добиваться искренности в ответах, а для этого необходимы определенные знания и навыки.
Знания касаются самой разной области – это общая и социальная психология, логика, риторика, этика и др.
Помимо методов наблюдения и беседы, в социальную диагностику включают ещё рад современных методов:
- зондажно-информационное обследование местного населения – это сбор информации о состоянии домовладения и инфраструктуры, численности и составе населения, его динамике;
- социально-историческое обследование территории, её освоение и заселение, изменение состава населения, его занятия и традиции;
- информационно-целевой анализ статей местной прессы, писем и жалоб граждан в средствах массовой информации, электронных средств информации;
- метод социального картографирования заключается в создании социальной карты, на которой показываются территории чаще всего посещаемые гражданами, загрязненные участки территории, районы социальной напряженности и др.
Большую помощь в работе социального работника оказывают такие известные методы, как:
- вопросник, применяемый для изучения и оценки отдельных свойств и проявлений личности;
- метод экспертной оценки, проводимый путем анкетирования и интервьюирования;
- метод социометрии, суть которого заключается в исчислении разнообразных персональных и групповых индексов, мониторинг или постоянное отслеживание информации с составлением прогноза на определенную перспективу;
- биографический метод, основанный на изучении личности в контексте её личной истории.
Тестирование – один из методов социальной работы
Наряду с анкетированием и интервьюированием, тестирование относится к опросным методам исследования.
Тесты, как специализированные методы диагностического обследования, представляют собой стандартизированные задания. С помощью тестов можно получить качественную и количественную характеристику того или иного явления, знания, умения, навыки испытуемого.
Термин в научный оборот ввел в 1890 г. американский психолог Дж. Кеттелл. Для того чтобы определить отдельные психофизиологические характеристики личности, он предложил 50-т тестов.
Другой психолог – француз А. Бине к высшим психическим функциям человека применил принципы тестологических исследований. Серия его тестов содержала задания на испытание памяти, внимания, эстетических и этических качеств личности и др.
Немецкий психолог В. Штерн в 1911 г. в метод тестирования вводит коэффициент интеллектуальности.
Чтобы человека изучить, как целостную структуру, появлялись психологические, социологические, культурологические теории личности, ставшие основой для построения тестов.
В социальной работе чаще всего используются личностные тесты, которые представляют собой своего рода испытание. Испытуемый может отвечать на специальные вопросы или выполнять разработанные задания.
Надо сказать, что предлагаемые вопросы отличаются от вопросов, предлагаемых анкетами или вопросов интервью. Тестовые вопросы носят косвенный характер.
Главным в тестировании становится вопрос о том, насколько предлагаемые задания и вопросы значимы для личности.
Тесты могут применяться к разным категориям граждан, различающихся по возрасту, культуре, профессии, жизненному опыту, что, безусловно, является их достоинством.
Их недостаток связан с тем, что если испытуемый знаком с механизмом теста, то он может сознательно повлиять на его результаты.
Обработка тестов происходит при помощи «ключа», когда полученные ответы соотносятся с определенными параметрами.
Основная часть тестов разрабатывается в патопсихологии, а здесь применение тестов имеет смысл только тогда, когда они сочетаются с методами клинического наблюдения.
Принято считать, тесты схватывают какую-то одну сторону личности, что является их недостатком, но он частично преодолевается в сложных тестах, таких, как тест Кеттелла или тест MMPI.
Надо сказать, что применение этих тестов в условиях нормы, а не патологии, требует методологических корректив.
Применение тестов в социальной диагностике идет как подсобное средство исследования и их данные должны обязательно сопоставляться данными, которые получены с помощью других методов. Использовать можно только те тесты, которые проверены или адаптированы наукой, а их использование требует профессиональных знаний и умений.
Опросы в социальной работе
Знание условий жизни людей помогает социальным работникам решать их жизненные проблемы, потому что они, как правило, обусловлены не только личностными особенностями, но и особенностями той социальной среды, в которой находятся.
Наиболее востребованными в социальной работе являются такие социологические методы, как опросы и анализ документов.
Их используют для получения первичных данных. Чтобы собрать эту первичную информацию к определенной группе людей обращаются с вопросами.
Опросы дают не только фактическую информацию, они дают сведения о мнениях, оценках и предпочтениях тех, кого опрашивают и обеспечивают систематичность и точность полученных данных.
Это наиболее эффективный способ получения универсальной информации объективного и субъективного характера.
Достоинством этого метода является массовость и репрезентативность, возможность его использования при проведении оперативных социологических исследований.
Метод не относится к универсальным и на качество информации влияние оказывают личность респондента и деятельность самого исследователя.
Негативное влияние на результаты опросов могут оказать неудачно выбранное место их проведения и время, присутствие посторонних, непродуманная организация самой процедуры.
Опросы могут быть сплошные и выборочные.
Сплошные опросы охватывают всю генеральную совокупность, а выборочные – только её часть.
Процедура проведения опроса делит их на индивидуальные и групповые, а по форме – письменные и устные.
Чаще всего письменные опросы называют анкетированием, а устные – интервьюированием.
Популярности опросов способствует быстрое получение информации, а вот намеренное или невольное её искажение, относятся к их недостаткам.