Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Психологические основы маркетинга в организации

Все предметы / Психология / Психологические основы маркетинга в организации
Определение 1

Маркетинг – это деятельность, направленная на получение прибыли посредством создания некого, имеющего определенную ценность продукта, формирования спроса на него и доведения его до потребителя.

Основы маркетинга в организации

Психология непосредственно влияет на маркетинг организации. Это, прежде всего, проявляется через поведение потребителей, а не менеджеров по маркетингу. Основа понятия «маркетинг» представлена словом «market» (рынок). По этой причине наиболее распространенной является трактовка маркетинга в качестве системы управления. Она провозглашает ориентацию производства на удовлетворение отдельных потребительских потребностей.

В соответствии с широким пониманием маркетинг представляет собой социально-управленческий процесс. С его помощью человек и группы людей через создание продуктов и их обмен получают то, что им нужно. Основа данного процесса представлена несколькими ключевыми понятиями:

  • Потребностями,
  • Желанием,
  • Спросом,
  • Товаром (продуктом, продукцией, услугами),
  • Процессом обмена,
  • Сделкой,
  • Рынком.

Потребность представляет собой нужду в чем-либо, которая требует удовлетворения. Если индивид не может удовлетворить отдельную потребность, он может ее заменить или снизить уровень собственных запросов. Категория «потребности» лежит в основе теорий мотиваций (Фрейд, Маслоу и др.). Основная задача маркетинга состоит в определении потребности и нахождении способа ее удовлетворения.

Желание является потребностью, которая принимает конкретную форму в зависимости от культурного уровня и личности индивида. Оно чаще всего определяется в маркетинге как конкретизированная потребность. Например, общую потребность в пище можно трансформировать в более частную потребность в овощах. Она, в свою очередь, может воплощаться в конкретизированную потребность в виде желания купить капусту или морковь.

В различных регионах и государствах происходит трансформация потребностей в самые разнообразные желания. Они определяются культурными, историческими или географическими факторами. Одна и та же потребность в пище жителями разных государств удовлетворяется с помощью потребления разных продуктов питания. Потребители, которые живут в одном регионе и испытывают равную потребность, удовлетворяют ее путем покупки разных продуктов.

Готовые работы на аналогичную тему

Психологическая модель маркетинга

В основе психологической модели маркетинга лежит предположение о том, что потребительское поведение зависит от нескольких факторов. Они включают:

  • Тип личности,
  • Самооценку,
  • Систему мотивации,
  • Жизненный опыт,
  • Убеждения и установки.

Воздействие психологии на маркетинг проявляется, в первую очередь, через потребительское поведение. Связь психологии с маркетингом обусловлена тем, что именно аспекты поведения больше рассматривает и исследует психология.

Многие аспекты маркетинга специалисты все больше начинают рассматривать через призму психологии. С точки зрения социальной психологии даже анализируются личные взаимоотношения продавцов и покупателей, динамика и структура группового поведения лиц, приобретающих определенную продукцию.

Психология занимается исследованием поведения индивидуумов. Исследования потребительского поведения посвящаются индивидуальным покупателям, осуществляющим покупки на потребительском рынке. Для объяснения экономического поведения людей в качестве потребителей, ученые разработали большое количество психологических теорий.

Большое влияние на развитие теории маркетинга оказал поведенческий анализ и бихевиоризм. В психологической теории маркетинга, которая помогает лучше понимать особенности покупательского поведения людей, используют чаще всего «пирамиду потребностей» А. Маслоу.

Теория Маслоу рассматривает основу человеческой активности в виде многообразия человеческих потребностей. Условно они делятся на 5 категорий, которые располагаются в строго иерархическом порядке:

  1. Физиологические потребности;
  2. Потребности в безопасности (самосохранение);
  3. Социальные потребности (любовь, привязанность, зависимость);
  4. Потребность в удовлетворении чувства собственного достоинства;
  5. Потребность в самоактуализации (реализация возможностей и совершенствование, рост как личность, духовное развитие).

Методы психологии в маркетинге организации

Маркетологи в современных организациях берут за основу и используют богатый арсенал методов и средств прикладной психологии. Это обусловлено тем, что ученые выяснили эффективность информационного воздействия, оказываемого на принятие решений потребителями о покупке. Для осуществления маркетинговой работы используются такие средства, как тестирование, эксперимент, наблюдение и др.

Психологические инструменты и приемы тестирования стали базой для формирования и использования целой системы собственных приемов рынка в маркетинге. Так, для проверки и тестирования новой продукции используют 2 системы оценки вероятности успеха: альфа (испытания внутри организации) и бета (испытания на внешнем рынке).

Тестирование проводят открытым способом (так называемая разновидность холл-теста). В этом процессе респондентам необходимо сообщить название (марку) товара, который подвергается оценке. Другой вариант оценки продукта заключается в предоставлении его покупателям в пользование. Через какое-то время они должны будут дать о нем отзыв.

Тестирование часто применяется в процессе оценки рекламы (например, опрос, с помощью которого проверяется реакция потенциальных покупателей на рекламный ролик). Результативность опроса устанавливают через сравнение издержек на его проведение с количеством запросов на товар, которые были получены в ходе такого обращения.

Другим способом тестирования рекламы является определение реакции респондентов на рекламу в общем, а также на ее отдельные элементы (например, на текст, сюжет, стиль, аргументы). Далее происходит раскрытие причин той или иной реакции.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Евгения Кузнецова

Эксперт по предмету «Психология» , преподавательский стаж — 8 лет

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис