Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Маркетинг в управлении персоналом

Все предметы / Маркетинг / Маркетинг в управлении персоналом

Сущность и специфика маркетинга в управлении персоналом

Определение 1

Маркетинг в управлении персоналом – это один из видов управленческой деятельности, нацеленный на определение и удовлетворение потребности организационной структуры в кадрах.

Маркетинг, реализуемый в сфере управления человеческими ресурсами, направлен, прежде всего, на то, чтобы обеспечить организацию необходимыми ей человеческими ресурсами в долгосрочной перспективе. Эти самые «человеческие ресурсы» формируют стратегический потенциал, посредством которого решаются различные целевые задачи.

В управлении персоналом маркетинг сводится к расширению функций производственного маркетинга в сторону управления персоналом, т.е. человеческими ресурсами. В его состав включаются следующие понятийные элементы:

  • маркетинг как средство достижения конкурентных преимуществ;
  • маркетинг как метод систематизированного поиска решений;
  • маркетинг как базовый принцип управления, ориентированный на рынок.

В управлении персоналом маркетинг трактует рабочее место как продукт, который может быть продан на рынке труда. В этом смысле маркетинг персонала в определенном смысле выступает в качестве направления стратегического и оперативного планирования кадров. Он же создает информационную базу для работы с человеческими ресурсами посредством использования различных методик исследования рынка труда (внешнего и внутреннего). В конечном счете, его основной задачей выступает обеспечение привлекательности организации-работодателя посредством коммуникационного взаимодействия с целевыми группами (рыночными сегментами).

Основные направления маркетинга в управлении персоналом представлены на рисунке 1.

Базовые направления маркетинга персонала. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Базовые направления маркетинга персонала. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Готовые работы на аналогичную тему

Важнейшими составляющими маркетинга в управлении персоналом считаются определение потребностей в человеческих ресурсах (количественных и качественных), определение требований к персоналу, расчет затрат на его приобретение и дальнейшее использование, выбор способов удовлетворения потребностей в кадрах, проведение деловой оценки персонала, а также анализ и контроль эффективности распределения трудовых ресурсов внутри организации.

Сущность маркетинга в управлении персоналом раскрывается сквозь призму выполняемых им функций и методов, которыми он оперирует. Рассмотрим их более подробно.

Функции маркетинга в управлении персоналом

В управлении персоналом маркетинг выполняет три главных функции – информационную, аналитическую и коммуникационную. Рассмотрим их более подробно.

Информационная функция маркетинга в управлении персоналом сводится к созданию информационного базиса как основы планирования персонала и организации коммуникационного взаимодействия с рыночными сегментами. Свое практическое воплощение она находит в изучении рынка труда, внутренней и внешней среды организации, анализе и оценке требований, предъявляемых к должностям и рабочим места, а также изучении имиджа организации как работодателя.

Место аналитической функции маркетинга в управлении персоналом прослеживается сквозь исследование внутренней и внешней среды деятельности организации сквозь призму соответствующих внутренних и внешних факторов. Внутренние факторы определяются целями организации, ее кадровым потенциалом и финансовыми возможностями. Внешние факторы зависят от общеэкономической ситуации и состояния отрасли, развития законодательной базы и технологий, а также кадровой политики организаций-конкурентов.

Аналитическая функция маркетинга неразрывно связана с изучение внутреннего и внешнего рынка труда. В первом случае речь идет об определении численности персонала и его структуре (возрастной и квалификационной), изучении основ организации труда и культуры управления на предприятии, определении мотивационных установок и организационной культуры и пр. Во втором случае анализу и оценке подвергаются структура рынка труда, мобильность и стоимость рабочей силы, а также поведение рыночных конкурентов.

Сущность коммуникационной функции маркетинга в управлении персоналом сводится к установлению и реализации способов покрытия потребностей организации в персонале. В данном случае в роли объектов коммуникационной функции выступают сотрудники самой организации, внешний рынок труда, а также открытость системы управления как основного фактора формирования имиджа организации-работодателя.

Базовые методы маркетинга в управлении персоналом

В управлении персоналом маркетинг имеет свою специфику. Проявляется она, в том числе, и в арсенале методов, используемых для его управления. Все их множество условно принято классифицировать на несколько групп:

  • экономические методы;
  • социально-психологические методы;
  • организационно-административные методы.

Экономические методы управления маркетингом персонала в основе своей опираются на необходимость учета воздействия социально-экономических законов рыночного производства и обращения. Их усиление определяется рыночными интересами в улучшении результатов труда и расширяющейся самостоятельностью субъектов управления.

Методы социально-психологического порядка, используемые в управлении маркетингом персонала, ориентированы, прежде всего, на оказание целенаправленного воздействия на социально-психологические отношения между объектом и субъектом управления маркетингом человеческих ресурсов. Свое практическое воплощение данные методики находят в формировании эффективных мотиваций к труду, развитию традиций, способствующих сплочению коллектива и пр.

Организационно-административные методы служат своего рода директивой и имеют обязательный для исполнения характер. Их содержание проявляется в координации усилий субъектов управления в достижении цели.

Реализация описанных выше методов формирует систему действий, составляющих основу маркетинга в управлении персоналом в частности речь идет об исследовании, анализе, планировании, реализации программ, предназначенных для изучения потребительского спроса на рабочую силу, и создании оперативного управления формированием и распределением товара «персонал», способного более качественно удовлетворять потребителей, гарантируя тем самым достижение целей организации.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Людмила Юрьевна Ананьева

Эксперт по предмету «Маркетинг» , преподавательский стаж — 10 лет

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис