Понятие и виды здоровьесберегающих технологий в обучении
Здоровьесберегающие технологии в обучении – это качественная характеристика любой образовательной технологии, состоящая из комплекса педагогических методов, приемов и принципов деятельности, направленной на дополнение технологии воспитания и обучения, наделенных признаками здоровьесбережения.
По своему содержанию здоровьесберегающая технология состоит не из какой-то одной конкретной деятельности, а объединяет в себе направления деятельности образовательной организации по формированию, сохранению и укреплению здоровья детей.
В настоящее время выделяют несколько групп здороьесберегающих технологий в обучении. Каждая из них имеет определенный подход к вопросам охраны здоровья детей.
Основные группы здоровьесберегающих технологий в обучении:
Медико-гигиенические технологии (МГТ) – основаны на том, что все вопросы, касающиеся здоровья относятся к компетенции системы здравоохранения. В основе сохранения и укрепления здоровья детей лежит профилактическая работа, организуемая медицинскими работниками. В рамках учебного заведения медико-гигиенические технологии проявляются в соблюдении гигиенических норм и правил, регламентации СанПиНов, обязательной организации медицинского кабинета и т.п.
Физкультурно-оздоровительные технологии (ФОТ) – основаны на физическом развитии детей посредством систематических занятий физической культурой, закаливанием, развитием физических качеств, формированием привычки к ЗОЖ и ежедневному выполнению физических упражнений.
Экологические здоровьесберегающие технологии (ЭЗТ) – в настоящее время данная технология редко используется, так как ее ресурсы недооценены и в связи с чем, слабо задействованы в обучении. Основное направление ЭЗТ – это создание природосообразных и экологически оптимальных условий жизнедеятельности и обучения детей. В рамках образовательной организации реализуются посредством обустройства пришкольной территории, живых уголков, проведении различных природоохранных мероприятий и т.д.
Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности (ТОБЖ) – осуществляются специалистами по охране и защите труда. Непосредственно в обучении осуществляется проведение уроков ОБЖ, на которых детей знакомят с правилами сохранения жизни в различных условиях.
3доровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ), подразделяют на три основные подгруппы:
- организационно-педагогические технологии (ОПТ) – определяют правильную организацию и структуру учебного процесса, в соответствии с требованиями СанПиНа;
- психолого-педагогические технологии (ППТ) – регулируют деятельность педагога непосредственно во время урока, определяют уровень и степень его воздействия на учащихся;
- учебно-воспитательные (УВТ) – состоят из программ по обучению правильной заботе о собственном здоровье, формировании культуры здоровья у детей, мотивации к ЗОЖ и т.д.
Кроме описанных видов здоровьесберегающих технологий в обучении, выделяют еще два вида технологий, которые реализуются вне учебного заведения, но имеют большое значение для сохранения и укрепления здоровья детей:
- Социально адаптирующие и личностно-развивающие технологии – направлены на сохранение и укрепление психического здоровья детей. Осуществляются посредством психологических тренингов и программ.
- Лечебно-оздоровительные технологии – состоят из лечебной физкультуры и лечебной педагогики, направлены на восстановление и укрепление здоровья детей.
Основная цель здоровьесберегающих технологий, вне зависимости от ее вида – это сохранение и укрепление здоровья детей
Уровни решения задач по проблеме реализации здоровьесберегающих технологий в обучении
Можно выделить три уровня решения задач и проблем, стоящих перед реализацией здоровьесберегающих технологий в системе образования.
Уровень города или района, в рамках которого объединены несколько образовательных учреждений. Решение задач или проблем достигается посредством принятия стратегически грамотных решений, в основе которых лежит разработка эффективных программ по работе с детьми. Помимо научного обеспечения, так же требуется финансирование, необходимое для реализации разработанных программ. На данном уровне ответственными являются руководитель отдела образования и его заместители.
Уровень образовательного учреждения. Решение задач здоровьесбережения начинается с постановки цели и определения основной проблемы непосредственно в рамках конкретного образовательного учреждения. Ответственным лицом является директор образовательного учреждения. Однако все решения принимаются не единолично, а совместно с родительским комитетом, Советом школы и педагогическим коллективом.
Основные задачи здоровьесберегающих технологий на данном уровне:
- организация оптимальных экологических, гигиенических и т.д. условий процесса обучения;
- обеспечение педагогического процесса необходимыми условиями, исключающими возникновение дезадаптационных состояний у детей;
- обеспечение учащихся качественным питанием, в соответствии с медико-гигиеническими требованиями;
- включение в образовательную программу дисциплин, имеющих направленность на формирование у детей ЗОЖ;
- подготовка высококвалифицированных педагогических кадров, обладающих необходимыми знаниями в области здоровьесбережения;
- проведение просветительской работы среди родителей (опекунов) детей.
Уровень класса – обеспечение здоровьесберегающих условий работы непосредственно во время урока. Это связано с тем, что в зависимости от того насколько организуемая педагогом деятельность во время урока соответствует задачам здоровьесбережения, достигается общешкольная цель.
Таким образом, главная задача реализации здоровьесберегающих технологий - такая организация образовательного пространства на всех уровнях, при которой качественное обучение, развитие, воспитание учащихся не сопровождается нанесением ущерба их здоровью.