Понятие и сущность педагогической деятельности
Педагогическая деятельность – это вид профессиональной деятельности, ориентированной на воспитание, обучение и развитие подрастающего поколения.
Педагогическая деятельность направлена на детей разных возрастных групп. Это определяет ее специфические характеристики: разные методы и формы педагогической деятельности, принципы организации образовательного процесса и целевые ориентиры деятельности.
Ведущей целью педагогической деятельности, независимо от возраста группы учащихся, на которую она направлена, является всестороннее развитие личности ребенка, развитие гармоничных качеств личности и социальное становление.
Сущность педагогической деятельность заключается в ее ориентации «на других» т.е. данный вид деятельности не рассчитан только на себя, он связан с переходом от деятельности «для себя» на деятельность «для других».
Основными характеристиками педагогической деятельности являются:
- Совместный характер деятельности. В ходе педагогической деятельности возникает двустороннее сотрудничество: педагога и учащихся разных возрастов. Каждый участник деятельности заинтересован в собственном развитии и совершенствовании;
- Самореализация участников педагогической деятельности. В процессе деятельности осуществляется самореализация педагога и самореализация учащихся;
- Наличие специального образования. Реализация педагогической деятельности невозможна без наличия системы знаний и навыков педагогического характера т.е. педагог должен владеть научными педагогическими знаниями, знать принципы и методы организации учебно-воспитательной деятельности, владеть приемами мотивации к познанию, знать основы психологии. Это необходимо для продуктивной деятельности и достижения целей и задач образования;
- Реализация в специальных образовательных учреждениях. Педагогическая деятельность осуществляется в школах, детских садах, вузах, коррекционных заведениях, учреждениях дополнительного образования и др.;
- Педагогическая деятельность имеет цель, которая реализуется через построение воспитательного пространства, организации деятельности воспитанников, создание коллектива и учета индивидуальных особенностей его участников;
- Наличие педагогического действия, как основной единицы педагогической деятельности. Оно отражает единство целей и содержания педагогической деятельности. Каждое действие является специфичным, но отражает общие свойства и ориентиры педагогической деятельности.
Социальная значимость педагогической деятельности
Возникновение педагогической деятельности социально обусловлено. В ходе данного вида деятельности происходит развитие личности членов общества. Это означает, что педагогическая деятельность выполняет функцию созидания, т.е. построения общества, основанного на нравственных ориентирах и моральных принципах.
Педагогическая деятельность определяет облик общества, уровень его развития, уровень культуры, определяет производственный потенциал.
Педагогическая деятельность специфична тем, что она ориентирована на развитие социума и удовлетворение не только его текущих потребностей, но и будущих потребностей. Это достигается за счет воспитания потребности в непрерывном обучении и развитии, навыков адаптации к социальной среде и ее непрерывно меняющимся условиям функционирования.
Педагогическая деятельность воздействует на социальное развитие, но и сама подвержена его влиянию. От уровня социально-экономического развития общества, его условий, потребностей формируется определенная система образования, ориентированная на выполнение социального заказа.
Педагогическая деятельность выстраивается, ориентируясь на развитие личности учащегося и формирование основ его социального сознания. Общество не может само изменятся. Оно меняется под действием его членов, их активности. Поэтому, в ходе педагогической деятельности требуется ориентироваться на решение социальных задач, построение благоприятного социального пространства. А для этого, необходимо развивать подрастающее поколение.
Структура педагогической деятельности
Педагогическая деятельность является системным процессом т.е. она имеет цели и задачи, объекты, на которые направлена деятельность педагога, формы реализации деятельности, ее содержание, технологии и условия. При этом, в ее составе можно выделить отдельные компоненты, которые являются самостоятельными видами деятельности, реализуемой педагогами в образовательной системе. К ним относятся:
- Конструктивная деятельность. Она связана с планированием и организацией педагогического процесса, составлением плана работы учащихся и педагога, отбором содержания образовательного и воспитательного материала, формированием материально-технической базы, проектированием педагогического процесса.
- Организаторская деятельность. Она связана с выполнением разнообразных педагогических действий, направленных на построение образовательной среды, включение учащихся в деятельность, формирование коллективного взаимодействия, направленного на достижение целей и задач образования.
- Коммуникативная деятельность. Она связана с построением системы взаимодействия между всеми участниками образования: педагогами, учащимися, родителями, руководством образовательного заведения, заинтересованными сторонними лицами.
- Диагностическая деятельность. Данный вид деятельности ориентирован на выявление особенностей развития учащихся педагогом, их потребностей и потенциальных возможностей, которые используются для проектирования педагогического процесса.
- Аналитическая деятельность. Она предполагает оценку и мониторинг хода реализации образовательного процесса и его итогов. Анализ помогает внести поправки в проект педагогического процесса.
- Оценочная деятельность. Она связана с оценкой качества обучения, уровня развития учащихся, отслеживание динамики развития, выявление прогресса или регресса в его ходе. Оценивается уровень воспитанности, образованности учащегося и его соответствие прогнозным параметрам, его потенциальным возможностям.