Воспитание как педагогический процесс
Воспитание – это способ оказания продуктивного воздействия на развитие личности, ее социальное становление, носящий целенаправленный и организованный характер, в ходе которого личность становится полноценным членом социальной среды.
Воспитание является достаточно сложным процессом. Он является частью педагогической системы и стоит на одной ступени с обучением и развитием.
Воспитание как часть педагогической системы является процессом становления и развития личности, приобретения ею социального опыта, личностных качеств, активизации природного потенциала и подготовки к активной деятельности в разных социальных сферах и направлениях.
Процесс воспитания носит двустороннюю направленность: с одной стороны, воспитание реализуется педагогом, который оказывает воздействие на личность учащегося, применяя различные методы и средства для ее развития, а с другой стороны, воспитание является процессом деятельности воспитанника по принятию воспитательного воздействия, собственного саморазвития, стремления к социальному формированию и духовно-нравственному обогащению.
В ходе воспитания осуществляется двустороннее воспитательное воздействие: педагог оказывает влияние на личность воспитанника, а тот влияет на личность педагога, его профессиональный опыт и профессиональный рост, развитие и совершенствование своего мастерства.
Возможности воспитания как педагогического процесса можно отразить следующими положениями:
- Социальная основа воспитания. Воспитание возможно реализовать только в социальной среде. Если человек изолирован от социума, то его воспитание носит бессмысленный характер. Содержание воспитательного процесса, его особенности зависят от конкретного периода социально-экономического развития общества, его потребностей и требований, социального заказа к системе образования. Условия воспитания, также, определяются динамикой развития социума, уровнем и тенденциями развития общества в конкретный временной период.
- Естественнонаучная основа воспитания. Процесс воспитания связан с формированием привычек поведения. Эти привычки выступают рефлексами, формируемыми в форме реакций на конкретные воздействия социума на отдельного индивида. Данные рефлексы становятся стереотипами поведения. Они формируются в ходе тщательно организованного процесса педагогического воздействия на личность. Рефлексы являются следствием влияния социальной среды на личность и отражают ее ответные реакции.
- Психологическая основа воспитания. Процесс воспитания является способом принятия социальных ценностей в качестве внутренних регуляторов деятельности и выработке новых психологических структур личности. Данный процесс именуется интериоризация. Она выступает способом формирования личности в ходе воспитания. Личность наблюдает за поведением и действиями других, анализирует их и начинает применять в качестве основ своей деятельности, придавая им свой уникальный психологический характер. Это становится частью личности и она применяет это в своей деятельности, социальном взаимодействии. Именно воспитательное педагогическое воздействие способствует интериоризации личности.
- Воспитание выступает процессом взаимодействия воспитанника и воспитателя. Это процесс тщательно организовывается и контролируется, реализуется специально подготовленными людьми, в специальных условиях и педагогическом пространстве, ориентированном на оказание эффективного воспитательного воздействия.
- Организованный характер процесса воспитания. Воспитание как педагогический процесс носит строго регламентированный характер: имеет свой механизм организации, структуру и методику реализации.
Стоит отметить, что возможности и пределы воспитания определяются его социальной основой. Поскольку, воспитание зависит от социального развития, определяется его возможностями и потребностями, то и пределы воспитания формируются, исходя из социального развития общества на данном этапе, развития его педагогической системы и ценностными ориентирами.
Законы воспитания
Воспитание как педагогический процесс реализуется по определенным правилам. Характер воспитания определяется возможностями и потребностями общества, уровнем его развития. Он регламентируется в образовательной политике страны, отражающей соблюдение соотношения между воспитательным процессом и социальным развитием.
Процесс воспитания реализуется по следующим законам:
- Закон единства обучения, воспитания и развития личности. Процесс обучения и воспитания идут параллельно друг другу, оказывая друг на друга воздействие и определяя развитие личности, динамику развития всех ее сторон;
- Закон воспитания в деятельности. Воспитание будет эффективным, если оно реализуется в ходе выполнения индивидом различных направлений деятельности, обеспечивающих его связь с социумом, созидание и преобразование окружающего мира, которое оказывает воздействие на развитие личности;
- Закон соотношения целей, содержания и методов воспитания. Каждый компонент воспитания связан с другим, зависит от него и определяет его развитие. Воспитательная работа будет носить продуктивный характер, если все компоненты будут функционально связаны между собой;
- Закон активности воспитанника. В ходе воспитательного воздействия, воспитанник должен проявлять активность т.е. стремиться к развитию и саморазвитию, осознанию своего потенциала, видеть проблемы роста и стремится к их устранению. Только активная позиция воспитанника позволит сформировать всесторонне развитую личность;
- Закон единства воспитания и общения. Воспитание реализуется в ходе взаимодействия между воспитателем и воспитанником. Поэтому, воспитание строится на основании разработки основ педагогического общения, методов установления контактов педагога с воспитанниками, определения оптимальных и актуальных стилей педагогического общения и его организационных моментов;
- Закон зависимости воспитания от возрастной динамики развития личности и ее индивидуальных особенностей. Этот закон определяет особенности следования всем предыдущим законам. Он говорит от том, что одни и те же методы воспитания не могут приносить должного эффекта для развития каждого воспитанника. Воспитательный процесс должен быть гибким и вариативным.