Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Этапы становления педагогической психологии как науки

Определение 1

Педагогическая психология – это раздел психологии, занимающийся исследованием проблем обучения и воспитания в зависимости от параметров психологического развития субъектов педагогического процесса.

Педагогическая психология, как научная отрасль, занимается исследованием теории и практики развития познавательной деятельности личности, исходя из ее психологических параметров и особенностей функционирования психологических процессов, а также формирование социально значимых свойств личности.

Педагогическая психология затрагивает основы построения педагогической деятельности, изучает психологию педагога, психологию обучения и психологию воспитания.

Педагогическая психология занимается исследованием психологических вопросов управления процессом обучения и определяет параметры интеллектуального развития детей в процессе обучения, а также построение системы взаимоотношений между участниками педагогического процесса.

Педагогическая психология прошла достаточно длительный период своего становления и развития. В нем можно выделить несколько основных этапов.

Общедидактический этап развития педагогической психологии

Этот период охватывает временной промежуток с середины 17-го столетия и до конца 19-го века. Этот период становления педагогической психологии основывается на фундаментальных трудах, положенных в основу становления педагогики, как науки. Он связан с именем Я. Коменского, написавшего труд «Великая дидактика». Он предполагал необходимость дать педагогической науки психологическую логику и обоснование. Поэтому, основы дидактики легли в основу данного научного направления. Ученые этого периода занимались исследованием вопросов взаимосвязи и зависимости процессов обучения и воспитания, возможностей и способностей ребенка и их применении в учебно-воспитательном процессе, творческих направлений деятельности педагога, личности педагога и учащихся, психологических основ организации педагогической деятельности.

«Этапы становления педагогической психологии как науки» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

В развитие педагогической психологии был внесен большой вклад И. Гербартом. Он разработал психологический анализ педагогического метода, которого не наблюдается в трудах Я. Коменского. Гербарт ставит вопрос об интересе обучения, развития познавательной заинтересованности на первое место. Именно Гербартом впервые было предложено введение понятия «воспитывающее обучение» и заложены его концептуальные основы.

Еще одним ученым того периода стал А. Дистервег. Он заложил основные направления педагогической практики. Им было обозначена приоритетная роль и позиция педагога в процессе обучения и воспитания. Идеи, предложенные Дистервегом, легли в основу дидактической учебной литературы.

Наибольший вклад в развитие общедидактического направления педагогической психологии был внесен К. Д. Ушинским. Ему принадлежит ряд важных идей и теорий, легших в основу педагогической психологии:

  • Концепция развития человека;
  • Определение места учащегося в учебно-воспитательном процессе: приоритетная позиция;
  • Приоритетная роль воспитания в педагогической деятельности;
  • Трактовка психологического фундамента воспитательного процесса;
  • Определение соотношения вопросов воспитания и обучения;
  • Определение границ обучения и его пределов;
  • Взаимосвязь воспитания и развития;
  • Взаимосвязь внешних воспитательных воздействий с самовоспитанием.

Экспериментальный период развития педагогической психологии

Этот этап охватывает временной период с конца 19-го столетия до середины 20-го. В это время происходит постепенное выделение педагогической психологии в отдельную научную отрасль, самостоятельную науку. В это время происходит становление экспериментальной психологии и развитие системы обучения и развития М. Монтессори.

В это время производятся экспериментальные исследования, касающиеся особенностей поведения, развития детей, их речи, методик обучения и воспитания, ориентированных на развитие учащихся с разными психологическими параметрами.

Ф. Гальтон начал проводить разработку психологических тестов и занялся разработкой методик психодиагностики. Это внесло огромный вклад в проектирование образовательных программ, организации эффективного учебно-воспитательного процесса и разработку системы мониторинга знаний и навыков учащихся.

В это время получает развитие новая отрасль науки, расположенная на грани психологии и педагогики – педология. Она занимается исследованием человеческой личности, особенностей ее поведения, обусловленных психологическими, анатомическими, социологическими параметрами. Эти исследования необходимы для диагностирования развития личности человека. С. Холлом была разработана первая педологическая лаборатория.

Данная научная отрасль занималась комплексным исследованием ребенка, его личности, особенностей ее развития, с учетом разнообразных факторов, влияющих на этот процесс.

Что касается развития педагогической психологии в Советском союз, то пик ее развития приходится на 30-е годы 20-го столетия. В это время были изучены основные аспекты учебно-воспитательного процесса:

  • Взаимосвязь мышления и восприятия в процессе познания;
  • Взаимосвязь мышления и памяти;
  • Развитие мыслительных процессов и речи детей дошкольного возраста;
  • Формирование и развитие познавательных интересов ребенка.

Теоретический фундамент педагогической психологии

Этот этап охватывает временной промежуток со второй половины девятнадцатого столетия. Происходит развитие теоретических концепций и психологических теорий процесса обучения, разрабатывается теоретическая база педагогической психологии.

В этот период происходит переход педагогической науки на исследование вопросов развивающего обучения. В связи с чем, разрабатываются концепции проблемного обучения, стадийного развития интеллектуальной деятельности, теоретические основы программного обучения и его алгоритм. Все эти теории опираются на концептуальные основы, теории педагогической психологии.

В 60 - 70 –е годы происходит развитие нового направления в педагогической психологии – суггестология. Основоположником этого направления стала Г.К. Лозанова. Оно производит изучение управления педагогом психическими процессами памяти, восприятия, которые учащийся не способен осознать. В последствие, в этом направлении была реализована разработка некоторых методов:

  1. Метод развития резервного потенциала личности;
  2. Метод коллективного сплочения;
  3. Метод групповой динамики в ходе обучения, построенного по принципу суггестологии.
Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 27.03.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot