Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Психология в образовании

Все предметы / Психология / Психология в образовании

Психология в образовании

Учебная деятельность занимает значительное место в жизнедеятельности человека, а в развитии ребенка является ведущим видом деятельности.

Знания, которые приобретает человек в процессе образовательной деятельности, не только оказывают влияние на формирование его личности, но и определяют его поведение.

Образование представляет собой целенаправленный процесс воспитания и обучения личности, который выражает интересы общества и государства.

Процесс обучения и воспитания всегда представлял особый интерес у ученых-психологов. Со временем возникла необходимость выделить данное направление психологии в отдельную структуру.

Определение 1

Психология образования или педагогическая психология – это раздел психологии, который изучает методы обучения и воспитания, и служит для повышения эффективности решения педагогических и образовательных задач, а также улучшения психологических аспектов преподавания и т.д.

Педагогическая психология имеет свою историю развития, в течение которой на нее влияли различные психологические течения и теории.

Рассмотрим основные этапы развития педагогической психологии как науки.

Этапы становления педагогической психологии как науки

Первый или «общедидактический» этап.

Представляет собой промежуток времени с середины XVII века и до конца XIX века.

Зачатки педагогической психологии как науки, связаны с именем ученого Я.А. Коменского, который в своем труде «Великая дидактика» в 1657 году, выразил прогрессивные педагогические идеи. На данном этапе предметом изучения ученых-педагогов были такие вопросы, как установление взаимосвязи между процессами обучения, воспитания и психического развития детей, изучение способностей детей и способов их развития, влияние личностных качеств учителя на процесс обучения, организация учебной деятельности и т.д.

Особая роль в изучении отводилась воспитанию и влиянию познавательных процессов на обучение ребенка.

Второй этап.

Охватывал конец XIX века и середину XX века и являлся важным этапом в становлении педагогической психологии. В это время она становится отдельной и самостоятельной наукой, которая использует в своей деятельности психологические, психофизические и экспериментальные методы исследований.

Готовые работы на аналогичную тему

Третий этап.

Включает в себя период с середины XX века по настоящее время. Данный этап характеризуется появлением множества различных теорий обучения. Это большое количество концепций объединяло в себе общую цель, а именно решение проблемы соответствия теоретического обоснования практической системе учебной деятельности. В это время рассматриваются определенные задачи и проблемы, такие как развитие обучаемого, возможность управлять процессом усвоения информации, педагогическое взаимодействие и т.д.

В настоящее время в связи с активным развитием компьютерных технологий есть основание для перехода педагогической психологии на новый этап.

Задачи педагогической психологии

К основным задачам педагогической психологии относят:

  • Изучение процессов и создание необходимых условий для нормального психического развития детей разных возрастных групп и их личностных качеств;
  • Определение и создание социально-педагогических условий, которые оказывают положительное влияние на личностное развитие и способствуют саморазвитию учащихся;
  • Формирование методов определения и предсказания особенностей интеллектуального и личностного развития субъекта учебной деятельности;
  • Исследование психологических особенностей всех членов образовательной деятельности, включая родителей, педагогов и т.д., закономерностей влияния на обучающихся детей.

Направления педагогической психологии

Так как образование объединяет в себе процессы обучения и воспитания, то очевидно, что педагогическая психология включает в себя три направления.

  • Психология педагогической деятельности.

    Основным объектом исследования является профессиональная деятельность педагога, а также его личность и ее качества, особенности общения и поведения. Данное направление занимается проблемами трудового и личностного развития педагога, рассматривает взаимодействия педагогов в рамках рабочего коллектива и разрешения межличностных конфликтов.

  • Психология обучения.

    Основным объектом исследования является процесс обучения, особенности его организации и мотивации. Особое внимание уделяется изучению познавательных процессов психики, факторов, влияющих на совершенствование творческого потенциала, субъектов, разрабатываются новые методы и формы обучения.

  • Психология воспитания.

    Указанное направление занимается изучением влияния воспитания на личность человека на разных возрастных этапах, а также закономерности ее формирования.

Педагогическая психология тесно взаимосвязана с различными смежными науками, в частности с возрастной и общей психологией. Она предоставляет информацию для других наук и использует информацию, которую они ей предлагают. Таким образом, между определенными сферами науки идет постоянный обмен данными, полученными в результате исследований.

В настоящее время основной проблемой является создание такой образовательной системы, обеспечивающей воспитание самостоятельной личности, которая способна достигать собственные и общественные цели. Развитие педагогической психологии помогает разработать теории и практики, которые будут отвечать ожиданиям и требованиям социума.

Также следует отметить важность практической деятельности, так как она позволяет оценить результативность теоретических и экспериментальных исследований. Теория педагогической психологии должна иметь смысловое обоснования применения, выявить цели психологического воздействия и проанализировать эффективность применяемых методов.

В заключении стоит отметить, что основной целью педагогической психологии является развитие субъектов образовательной деятельности и всей системы образования.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Сергей Юрьевич Скворцов

Эксперт по предмету «Психология»

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис