Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Воспитательная система Е. Ямбурга

Школа адаптирующей педагогики

Замечание 1

Ямбург Евгений Александрович – заслуженный учитель РФ, директор многопрофильного комплекса № 109 г. Москва.

Определение 1

Адаптивная школа, или школа адаптирующей педагогики – это школа, в которой должно быть место для каждого ребенка вне зависимости от его индивидуальных психофизических особенностей и склонностей.

Прообразом этой системы выступает Маннгеймская система, которая получила свое название по названию города Маннгейм, где ее впервые применили. Ее характеризует то, что при сохранении классно-урочной системы организации обучения детей, их распределяют по классам «сильных», «средних» и «слабых» на основании их способностей, уровня интеллектуального развития и степени подготовки.

Классификационная характеристика

  • По уровню применения система Ямбурга является общепедагогической.
  • По философской основе – гуманистической.
  • По основному фактору развития – социогенной.
  • По концепции усвоения – ассоциативно-рефлекторной.
  • По ориентации на личностные структуры – разноориентированной, в соответствии с дифференциацией.
  • По характеру содержания – обучающей и воспитательной, светской, общеобразовательной.
  • По типу управления – современным традиционным и дифференцированным.
  • По организационным формам – классно-урочной, академической и клубной, индивидуальной и групповой, дифференцированным обучением.
  • По подходу к ребенку – личностно-ориентированной.
  • По преобладающему методу – объяснительно-иллюстративной.
  • По направлению модернизации – целостной технологией авторской школы.
  • По категории обучающихся – для всех категорий.

Основные цели этой системы:

  • формировать положительную Я-концепцию учащихся;
  • создать систему адаптирующей педагогики;
  • создать систему разноуровневого дифференцированного обучения;
  • дифференцировать цели;
  • выделять траекторию продвинутого образования;
  • выявлять наиболее способных и одаренных детей и создавать условия для их развития;
  • качественно готовить выпускников к обучению в вузах и творческому труду;
  • выделять траекторию базового стандарта – определять и оптимизировать содержание базового, регионального и школьного компонентов образования.
«Воспитательная система Е. Ямбурга» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Концептуальная основа

Основное положение данной концепции – у массовой микрорайонной школы должна быть технология, которая может адаптироваться к каждому ребенку. Такая технология должна помочь всем детям быстро и прочно усваивать учебный материал. Другие составляющие концептуальной основы:

  1. Интеграция педагогики, психологии, медицины и дефектологии. Использование возможностей внутриклассной дифференциации по предмету предполагает включение огромных резервов улучшения учебно-воспитательной деятельности.
  2. Принцип разделения учеников на гомогенные массы с разным уровнем способностей, так называемый тракинг, дает возможность удовлетворять интеллектуальные потребности способных детей и предоставляет необходимый объем помощи и поддержки слабым.
  3. Помощь слабым и сильным дифференцируется, не затрагивая при этом достоинств и личностного статуса последних, не меняя уровень демократичности отношений в группах и между группами, не внося разделения в сообщество школьников.
  4. Обеспечивается переход из одной категории в другую, взаимодействие сильных со слабыми, и пр.

Особенности содержания системы

Ориентировочная основа, на которой строятся разнообразные программы преподавания, критериальный базовый уровень требований к ЗУН учеников представлен государственными образовательными стандартами.

Основная структура комплекса определяется идеей о дифференциации обучения на основании уровня развития детей. Организационно ее реализуют как три учебных потока-траектории, выстроенных по вертикали от первого до последнего класса средней школы:

  • траектория базового стандарта;
  • траектория продвинутого, то есть гимназически-лицейского образования;
  • траектория компенсирующего обучения.

Адаптивный комплекс Ямбурга Е.А. предполагает, что детский сад существует в аффективно-эмоционально-волевой парадигме, что предполагает когнитивное развитие детей, которое не является доминирующим и самоценным, и ведение индивидуального учета личностных качеств каждого ребенка.

Основная задача обучения в классах базового стандарта – усвоить знания, умения и навыки в рамках базисного учебного плана и образовательного стандарта по каждому предмету. Дополнительная задача организации педагогического процесса – адаптация содержания и методов обучения к конкретному контингенту детей.

Главные цели траектории повышенного уровня – воспитывать интеллектуальную элиту; развивать творческие способности детей; возрождать русскую духовную культуру; обучать самоопределению, искать области творческой самореализации учащихся.

Компенсирующее обучение в данной системе – это диагностические, коррекционные, методические и организационные меры, предпринимаемые школой, чтобы оказать дифференцированную помощь нуждающимся в ней детям на протяжении всего периода обучения, чтобы выстроить индивидуальную траекторию развития, учитывать при этом психофизиологические особенности, способности и склонности, обеспечивать максимально возможную самореализацию личности.

Особенности методики

Педагогика вариативного образования носит адаптирующий характер, обеспечивая взаимное сближение, принятие и совместимость ребенка со школой.

  • Адаптация школы к детям, их возрастным и индивидуальным особенностям достигается благодаря системе дифференциации учебно-воспитательной деятельности, которая предусматривает разнообразные уровни и варианты содержания методов образования.
  • Адаптация детей к школе обеспечивается тем, что он признается в качестве субъекта обучения, опосредованно воздействуя на него через родителей, а также весь комплекс социальной, экономической, психологической и педагогической поддержки.
  • Адаптация выпускника к жизни и рыночным отношениями осуществляется посредством системы профессиональной и социально-бытовой ориентации, социального закаливания.
Дата последнего обновления статьи: 13.12.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot