Школа адаптирующей педагогики
Ямбург Евгений Александрович – заслуженный учитель РФ, директор многопрофильного комплекса № 109 г. Москва.
Адаптивная школа, или школа адаптирующей педагогики – это школа, в которой должно быть место для каждого ребенка вне зависимости от его индивидуальных психофизических особенностей и склонностей.
Прообразом этой системы выступает Маннгеймская система, которая получила свое название по названию города Маннгейм, где ее впервые применили. Ее характеризует то, что при сохранении классно-урочной системы организации обучения детей, их распределяют по классам «сильных», «средних» и «слабых» на основании их способностей, уровня интеллектуального развития и степени подготовки.
Классификационная характеристика
- По уровню применения система Ямбурга является общепедагогической.
- По философской основе – гуманистической.
- По основному фактору развития – социогенной.
- По концепции усвоения – ассоциативно-рефлекторной.
- По ориентации на личностные структуры – разноориентированной, в соответствии с дифференциацией.
- По характеру содержания – обучающей и воспитательной, светской, общеобразовательной.
- По типу управления – современным традиционным и дифференцированным.
- По организационным формам – классно-урочной, академической и клубной, индивидуальной и групповой, дифференцированным обучением.
- По подходу к ребенку – личностно-ориентированной.
- По преобладающему методу – объяснительно-иллюстративной.
- По направлению модернизации – целостной технологией авторской школы.
- По категории обучающихся – для всех категорий.
Основные цели этой системы:
- формировать положительную Я-концепцию учащихся;
- создать систему адаптирующей педагогики;
- создать систему разноуровневого дифференцированного обучения;
- дифференцировать цели;
- выделять траекторию продвинутого образования;
- выявлять наиболее способных и одаренных детей и создавать условия для их развития;
- качественно готовить выпускников к обучению в вузах и творческому труду;
- выделять траекторию базового стандарта – определять и оптимизировать содержание базового, регионального и школьного компонентов образования.
Концептуальная основа
Основное положение данной концепции – у массовой микрорайонной школы должна быть технология, которая может адаптироваться к каждому ребенку. Такая технология должна помочь всем детям быстро и прочно усваивать учебный материал. Другие составляющие концептуальной основы:
- Интеграция педагогики, психологии, медицины и дефектологии. Использование возможностей внутриклассной дифференциации по предмету предполагает включение огромных резервов улучшения учебно-воспитательной деятельности.
- Принцип разделения учеников на гомогенные массы с разным уровнем способностей, так называемый тракинг, дает возможность удовлетворять интеллектуальные потребности способных детей и предоставляет необходимый объем помощи и поддержки слабым.
- Помощь слабым и сильным дифференцируется, не затрагивая при этом достоинств и личностного статуса последних, не меняя уровень демократичности отношений в группах и между группами, не внося разделения в сообщество школьников.
- Обеспечивается переход из одной категории в другую, взаимодействие сильных со слабыми, и пр.
Особенности содержания системы
Ориентировочная основа, на которой строятся разнообразные программы преподавания, критериальный базовый уровень требований к ЗУН учеников представлен государственными образовательными стандартами.
Основная структура комплекса определяется идеей о дифференциации обучения на основании уровня развития детей. Организационно ее реализуют как три учебных потока-траектории, выстроенных по вертикали от первого до последнего класса средней школы:
- траектория базового стандарта;
- траектория продвинутого, то есть гимназически-лицейского образования;
- траектория компенсирующего обучения.
Адаптивный комплекс Ямбурга Е.А. предполагает, что детский сад существует в аффективно-эмоционально-волевой парадигме, что предполагает когнитивное развитие детей, которое не является доминирующим и самоценным, и ведение индивидуального учета личностных качеств каждого ребенка.
Основная задача обучения в классах базового стандарта – усвоить знания, умения и навыки в рамках базисного учебного плана и образовательного стандарта по каждому предмету. Дополнительная задача организации педагогического процесса – адаптация содержания и методов обучения к конкретному контингенту детей.
Главные цели траектории повышенного уровня – воспитывать интеллектуальную элиту; развивать творческие способности детей; возрождать русскую духовную культуру; обучать самоопределению, искать области творческой самореализации учащихся.
Компенсирующее обучение в данной системе – это диагностические, коррекционные, методические и организационные меры, предпринимаемые школой, чтобы оказать дифференцированную помощь нуждающимся в ней детям на протяжении всего периода обучения, чтобы выстроить индивидуальную траекторию развития, учитывать при этом психофизиологические особенности, способности и склонности, обеспечивать максимально возможную самореализацию личности.
Особенности методики
Педагогика вариативного образования носит адаптирующий характер, обеспечивая взаимное сближение, принятие и совместимость ребенка со школой.
- Адаптация школы к детям, их возрастным и индивидуальным особенностям достигается благодаря системе дифференциации учебно-воспитательной деятельности, которая предусматривает разнообразные уровни и варианты содержания методов образования.
- Адаптация детей к школе обеспечивается тем, что он признается в качестве субъекта обучения, опосредованно воздействуя на него через родителей, а также весь комплекс социальной, экономической, психологической и педагогической поддержки.
- Адаптация выпускника к жизни и рыночным отношениями осуществляется посредством системы профессиональной и социально-бытовой ориентации, социального закаливания.