Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Воспитание в целостном педагогическом процессе

Сущность воспитания в целостном педагогическом процессе

Определение 1

Воспитание – это процесс ориентированный на развитие человека, формирование у него определенных качеств, отвечающих конкретному целевому назначению и требованиям.

Воспитание направлено на решение определенной группы задач, реализуемых в конкретном учреждении или отдельными людьми. Оно является отдельным компонентом целостного педагогического процесса, включающего в свой состав обучение и организацию этих процессов.

Замечание 1

Процесс воспитания, в отличие от обучения, имеет определенные временные рамки. Воспитание целесообразно начинать и завершать в конкретный возрастной период. Также, воспитание ограничено и местом его проведения.

Процесс воспитания можно рассматривать с разных сторон. С одной стороны, оно является процессом, имеющим определенное целевое назначение, с другой стороны, воспитание является общественным явлением, деятельностью социума, направленной на социализацию личности. Также, воспитание является системой, включающей большое количество взаимосвязанных и взаимодействующих компонентов: цели, задачи, содержание, методы, приемы, средства, результаты. А еще, воспитание – это ценность, состоящая в том, что его результаты помогают развитию отдельной личности, формируют качества и навыки, необходимые для жизнедеятельности любого человека и способствую общественному развитию и прогрессу.

В зависимости от содержания, целевого назначения, учреждений, проводящих этот процесс, воспитание делится на множество видов:

  • Трудовое;
  • Интеллектуальное;
  • Физиологическое;
  • Нравственное;
  • Эстетическое;
  • Правовое;
  • Семейное;
  • Общественное;
  • Религиозное;
  • Экономическое;
  • Гражданское;
  • Политическое.



Рисунок 1.

«Воспитание в целостном педагогическом процессе» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Функциональная роль воспитания в педагогическом процессе

Приоритетным направлением воспитательной деятельности является ее ориентация на личностное развитие. Воспитание предполагает определенную организацию, которая строится на фундаменте из нравственных и культурных ценностей и помогает развивает личность, наделенную культурными ценностями и, имеющую соответствующие нравственные ориентиры своей жизнедеятельности. Процесс воспитания, таким образом, становится направленным на всестороннее и гармоничное развитие личности, с учетом ее индивидуальности.

Роль воспитания в социальной среде огромна. Наиболее приоритетными функциями воспитания являются следующие:

  1. Создание конкретных условий, необходимых для рационального и целенаправленного развития всех граждан социума и обеспечения удовлетворения ими своих общественных, материальных и духовных потребностей;
  2. Формирование человеческой личности в качестве «капитала общества», используемого для его непрерывного развития и прогресса. При этом, у человека должны быть развиты такие качества, которые будут отвечать моральным и культурным нормам данного общества;
  3. Создание устойчивого общественного развития, функционирование общества за счет постоянном передачи культурных ценностей, сохранение его стабильности;
  4. Обеспечение контроля и координации действий членов общества. Благодаря воспитанию, создаются условия для организации социальных отношений, отвечающих требованиям и интересам половозрастных групп и профессиональных коллективов.

Специфические черты воспитательного процесса

Процесс воспитания является системой взаимоотношений между его участниками: воспитателем и воспитанником – педагогом и учащимся, родителем и ребенком, на основании которых создаются условия для развития личностных качеств, опыта, умений, навыков, ориентации деятельности объектов воспитательного воздействия.

Процесс воспитания имеет свои особенности. Они проявляются в следующем:

  1. Воспитание является целенаправленным процессом. Оно имеет свою социальную ориентацию. Организуется данным процесс на основе построения педагогом образа личности воспитанника и модели функционирования общества, которая является идеальной и, к которой необходимо стремится, а воспитанник должен понимать цель воспитания, принимать ее осознанно и понимать необходимость ее достижения, а затем стремится к этому. Только в этом случае процесс воспитания будет целесообразен и результативен.
  2. Воспитание подвержено влиянию большого количества факторов. Педагог или иной воспитатель при организации этой деятельности должен учитывать все факторы: внутренние и внешние, оказывающие влияние на процесс воспитания. Обязательно необходимо учитывать внутренние потребности каждой личности. Если воздействие педагога совпадает с объективными факторами, то воспитание будет иметь положительный результат, и, соответственно степень этого совпадения влияет на успех воспитательного воздействия.
  3. Определяющее значение в организации воспитания имеет личность педагога. От того, какими чертами наделен педагог, его профессионализма, мастерства, творческого потенциала и возможности его практической реализации зависит эффективность воспитательного процесса.
  4. Воспитание является процессом, итоги которого не проявляются сразу. Проявление воспитательного эффекта требует времени. Результаты воспитания являются достаточно отдаленными от самого процесса его реализации.
  5. Воспитание является системным процессом. Он протекает на основе непрерывного взаимодействия всех его участников. Иными словами, воспитание не принесет никаких результатов, если оно будет реализовано однократно т.е. от одного воспитательного мероприятия не будет толку. Работа должна проходить постоянно и иметь системный характер.
  6. Процесс воспитания является комплексным. Он предполагает взаимодействие между всеми компонентами этого процесса и их единой направленности.
  7. В процессе воспитания могут возникнуть разнообразные противоречия. Это могут быть разные направленности воспитания различными институтами: семьи и школы; противоречия между теорией и практикой т.е. те нормы, которые в теории усвоены личностью могут никак не отразиться на ее реально развитых качествах; противоречие между уровнем развития человека, его функциональной ролью, потребностями и образом жизни.
Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 02.01.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot