Понятие и сущность воспитания
Воспитание – это специально организованный процесс, направленный на передачу подрастающему поколению накопленного жизненного опыта, формирование правильной модели поведения и реализации основных образовательных целей в рамках педагогического процесса.
Основная цель воспитания – культурное, полноценное и всестороннее развитие ребенка, способного к физическому и духовному саморазвитию.
Педагогически правильно организованное воспитание должно побудить ребенка к личностному и культурному росту, саморазвитию, стремлению развивать свои духовные и нравственные потребности и чувства.
Результатом воспитания является полноценная и гармонично развитая личность, способная продуктивно существовать в рамках современного социума.
Воспитание принято рассматривать с двух точек зрения:
- Воспитание как общественное явление – направлено на передачу подрастающему поколению исторического и культурного опыта.
- Воспитание с точки зрения педагогики – направлено на овладение воспитанниками духовным и социальным опытом, ценностями и отношениями.
Структура воспитательного процесса – это взаимосвязь его основных элементов (цель, содержание, методы, средства и полученные результаты).
Эффективность воспитания во многом зависит от установленного развивающего взаимодействия между воспитателем и воспитанниками, основанном на взаимном уважении и сотрудничестве.
Таким образом, воспитание – это длительный и непрерывный процесс, который с течением времени переходить в самовоспитание.
Особенности воспитания детей в педагогическом процессе ДОО
Особенность воспитания детей в ДОО состоит в уникальности дошкольного возраста. Дошкольный период – это один из жизненных этапов, который значительно отличается от всех других жизненных периодов. Воспитание детей дошкольного возраста ориентируется и на общие закономерности процесса воспитания, и на своеобразие развития дошкольника.
В целом можно выделить следующие особенности воспитания детей дошкольного возраста в педагогическом процессе ДОО:
- Ориентир на самоценность дошкольного возраста, его значимость во всем последующем развитии ребенка.
- Развитие личности ребенка как процесс усвоение социального опыта.
- Создание оптимальных условий для воспитания и развития ребенка с учетом его индивидуальных возможностей и потребностей.
- Организация необходимых для успешного развития ребенка видов деятельности.
- Предоставление ребенку возможности проявления субъективных позиции, опыта и активности.
- Взаимодействие в вопросах воспитания семьи и детского сада.
- Воспитание дошкольника имеет целенаправленный и непрерывный характер.
Воспитание детей в рамках педагогического процесса ДОО направлено на формирование целостной личности ребенка, формирование навыков взаимодействия с окружающими и успешным вхождением в современный социум.
Еще одной особенностью воспитания детей дошкольного возраста является обусловленность своеобразия развития психики детей и возможностей усвоение социального и культурного опыта.
Основные особенности воспитания детей в педагогическом процессе ДОО:
- воспитание выступает как главный транслятор культурного опыта;
- при организации воспитательного процесса педагог должен постоянно опираться на чувства детей;
- правила и нормы должны сопровождаться жизненными примерами;
- дошкольники в силу возраста и особенностей психики имеют неустойчивость в формировании определенных качеств и способов поведения, что требует от педагога организацию дополнительных занятий по их закреплению (упражнения, анализ жизненных ситуаций и т.д.);
- осуществление обязательной педагогической поддержки и сопровождения ребенка в педагогическом процессе, с учетом его индивидуального темпа развития.
Условия и средства, обуславливающие успешность процесса воспитания детей в ДОО
Воспитание детей дошкольного возраста в рамках педагогического процесса ДОО требует соблюдения ряда условий и правил:
- Личностно-ориентированное взаимодействие воспитателя и воспитанников.
- Предоставление воспитанникам возможности свободного выбора вида деятельности, средств, партнеров и т.д.
- Организация предметно-развивающей среды, способной удовлетворить потребности детей в различных видах деятельности, полноценном и всестороннем развитии, сохранении собственной индивидуальности.
Ведущими средствами воспитания детей дошкольного возраста являются, следующие виды деятельности:
- трудовая
- коммуникативная
- познавательная
- исследовательская
- творческая
- игровая
В процессе воспитания каждый ребенок приобретает не только новые знания, усваивает новые правила и нормы поведения, но и овладевает навыками различных видов деятельности. Именно деятельность выступает основой всего процесса воспитания. Важно организовать не просто разнообразные виды деятельности, но формы (индивидуальная, коллективная, массовая, совместно со взрослым и т.д.).
Успешность воспитания во многом зависит от профессионализма и мастерства педагога, его умения побудить ребенка на активную деятельность в общении, взаимодействии, труде, творчестве и т.д.
Каждый ребенок развивается в индивидуальном темпе, задача педагога учитывать этот темп при организации педагогического процесса и воспитательного воздействия.
Воспитатель должен так же учитывать, что ребенок, как субъект педагогического процесса в ДОО проявляет себя следующим образом:
- ребенок всегда открыт перед взрослым, он ему доверяет на природном уровне;
- ребенок всегда с интересом и охотой принимает цели и задачи, которые ставит перед ним воспитатель;
- старается проявлять в силу своих способностей активность и самостоятельности при совместной с воспитателем деятельности;
- открыто выражает свои мысли, делится в воспитателем своими чувствами и желаниями.
Таким образом, если все перечисленное присутствует в процессе взаимодействия педагога и воспитанников, то это свидетельствует об эффективно организованном педагогическом процессе.