Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Вклад зарубежных и отечественных педагогов, занимающихся проблемами психодидактики

Определение 1

Психодидактика – это наука, основанная на объединении теорий психологии и дидактики для построения личностно-ориентированного образовательного процесса, в ходе которого учитываются особенности психического развития учащихся и который строится на дидактических принципах.

Психодидактика является молодой наукой. Ее зарождение произошло в конце XX столетия, когда развивающее обучение вступило в фазу кризиса: ему требовались новые методы и технологии организации. Это привело к разработке учеными теорий о применении знаний психологии для построения образовательной деятельности и сочетании с продуктивными методиками реализации учебной работы.

Психопедагогика Э. Стоунса

Одной из предпосылок зарождения психодидактики, стал труд профессора Англии Э. Стоунса «Психопедагогика». В данной книги рассматривалась психологическая теория и давались практические рекомендации по обучению, основанные на данных психологических исследований.

Его исследование сводится к тому, что процесс обучения должен основываться на сочетании психологической теории и педагогической практики, которые объединяются и определяют функциональную роль обучения, за счет чего, их возможности расширяются и обогащаются, что позволяет построить образовательный процесс, ориентированный на развитие личности учащегося.

В своей книге Стоунс рассматривает вопрос о том, что проблемы обучения, в большинстве случаев, сводятся к недостаткам восприятия учащихся, к их уровню умственного развития, отсутствию познавательного интереса. При этом, не обращается внимание на недостатки преподавательской деятельности, неадекватность и неэффективность методов обучения.

Огромное внимание уделяется Стоунсом тем аспектам психологии, которые оказывают воздействие на построение образовательной деятельности и могут повлиять на ее эффективность при условие правильного использования.

В «Психопедагогике» в полной мере освещены следующие вопросы, касающиеся объединения дидактики и психологии:

«Вклад зарубежных и отечественных педагогов, занимающихся проблемами психодидактики» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
  1. Обобщение.
  2. Роль гипотез в построении образовательного процесса.
  3. Мотивация познавательной и учебной деятельности.
  4. Обратная связь.
  5. Эвристические методы обучения.
  6. Алгоритмы решения задач обучения.
  7. Оценка результатов обучения.
  8. Программирование образовательной деятельности.
  9. Тесты, как методы обучения и контроля.
  10. Анализ и поиск структур знаний.

Все эти вопросы затрагивают связь психологической науки и дидактики в проектировании образовательной деятельности. Многие из его положений были положены в основу психодидактики.

Вклад Л. М. Фридмана в развитие психодидактики

Лев Моисеевич Фридман является советским психологом. В 1997 году им была выпущена книга «Психопедагогика общего образования». В ней он утверждает, что процесс образования должен быть построен на основе учета психологических особенностей развития личности. Содержание образования должно иметь психологическую направленность, ориентирую построение образовательной программы таким образом, чтобы развивать в личности учащихся те качества, которые требует общество. Это достигается путем поиска у личности психологических качеств, которые помогут в развитии определенных свойств и способностей.

Фридман утверждает, что все теории воспитания и обучения, базирующиеся на необходимости связывания психологических и педагогических основ образовательного процесса, не были полноценно внедрены в педагогическую практику. Это приводит к тому, что профессиональная подготовка педагогов не является эффективной. Поэтому, в образовательный процесс профессиональной подготовки педагогов должна быть включена новая учебная дисциплина, ориентированная на освоение основ применения психологических знаний в педагогической практике. Такая дисциплина была названа Фридманом психопедагогикой. Он основывается на ряде дидактических принципов и включает психологический компонент. Труды Фридмана пересекались с разработками основ психодидактики того времени и были рассмотрены в качестве ведущих направлений нового научного направления.

Психодидактика А. З. Рахимова

А.З. Рахимов является доктором психологических наук, создавшим несколько трудов по психодидактике.

Первая его книга была выпущена в 1996 году. В ней рассматривалась проблема внедрения психологических теорий и дидактических принципов в основу организации образовательного процесса. Автор утверждает, что в основу построения образовательной деятельности должна быть положена концепция развивающего обучения Эльконина-Давыдова, дополнив ее новыми педагогическими технологиями, основанными на дидактических принципах и психологических основах развития личности.

Рахимов прописывает цели и функциональную роль психодидактики. Целями психодидактики являются:

  1. Активизация творческого мышления учащихся.
  2. Максимизация работы познавательной сферы учащегося.
  3. Повышение успеваемости учащихся.
  4. Использование индивидуальных методов обучения и групповых форм познавательной работы.

Основными функциями психодидактики, по мнению А.З. Рахимова являются:

  1. Интеграция смежных научных областей. Предполагается объединение теорий из разных наук, которые имеют связь с психологией и педагогикой и разработка алгоритмов их применения для построения образовательного процесса;
  2. Проведение системного анализа средств обучения.

Немного позднее, в 2007 году А.З. Рахимов выпускает новую книгу «Принципы психодидактики», в которой выдвигает идею о замене дидактических принципов обучения на новые, инновационные психодидактические принципы. К ним относятся:

  • Принцип развивающего обучения;
  • Принцип диалектического познания;
  • Принцип предметной направленности деятельности;
  • Принцип ориентации нравственного развития;
  • Принцип творческого развития;
  • Принцип единства разных форм и методов образовательной работы;
  • Принцип деятельностного подхода в обучении.

Огромная научная работа в области исследования психодидактики позднее. В 2013 году ее итоги были опубликованы в научном двухтомном труде «Психодидактика». В нем проводится обоснование необходимости внедрения инновационной психодидактики и проводится анализ применения в образовательном процессе технологии развития творческого мышления и технологии творческого развития. Он предлагает новые методы творческого развития учащихся, основанный на психодидактическом подходе.

Дата последнего обновления статьи: 02.02.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot