Психодидактика – это наука, основанная на объединении теорий психологии и дидактики для построения личностно-ориентированного образовательного процесса, в ходе которого учитываются особенности психического развития учащихся и который строится на дидактических принципах.
Психодидактика является молодой наукой. Ее зарождение произошло в конце XX столетия, когда развивающее обучение вступило в фазу кризиса: ему требовались новые методы и технологии организации. Это привело к разработке учеными теорий о применении знаний психологии для построения образовательной деятельности и сочетании с продуктивными методиками реализации учебной работы.
Психопедагогика Э. Стоунса
Одной из предпосылок зарождения психодидактики, стал труд профессора Англии Э. Стоунса «Психопедагогика». В данной книги рассматривалась психологическая теория и давались практические рекомендации по обучению, основанные на данных психологических исследований.
Его исследование сводится к тому, что процесс обучения должен основываться на сочетании психологической теории и педагогической практики, которые объединяются и определяют функциональную роль обучения, за счет чего, их возможности расширяются и обогащаются, что позволяет построить образовательный процесс, ориентированный на развитие личности учащегося.
В своей книге Стоунс рассматривает вопрос о том, что проблемы обучения, в большинстве случаев, сводятся к недостаткам восприятия учащихся, к их уровню умственного развития, отсутствию познавательного интереса. При этом, не обращается внимание на недостатки преподавательской деятельности, неадекватность и неэффективность методов обучения.
Огромное внимание уделяется Стоунсом тем аспектам психологии, которые оказывают воздействие на построение образовательной деятельности и могут повлиять на ее эффективность при условие правильного использования.
В «Психопедагогике» в полной мере освещены следующие вопросы, касающиеся объединения дидактики и психологии:
- Обобщение.
- Роль гипотез в построении образовательного процесса.
- Мотивация познавательной и учебной деятельности.
- Обратная связь.
- Эвристические методы обучения.
- Алгоритмы решения задач обучения.
- Оценка результатов обучения.
- Программирование образовательной деятельности.
- Тесты, как методы обучения и контроля.
- Анализ и поиск структур знаний.
Все эти вопросы затрагивают связь психологической науки и дидактики в проектировании образовательной деятельности. Многие из его положений были положены в основу психодидактики.
Вклад Л. М. Фридмана в развитие психодидактики
Лев Моисеевич Фридман является советским психологом. В 1997 году им была выпущена книга «Психопедагогика общего образования». В ней он утверждает, что процесс образования должен быть построен на основе учета психологических особенностей развития личности. Содержание образования должно иметь психологическую направленность, ориентирую построение образовательной программы таким образом, чтобы развивать в личности учащихся те качества, которые требует общество. Это достигается путем поиска у личности психологических качеств, которые помогут в развитии определенных свойств и способностей.
Фридман утверждает, что все теории воспитания и обучения, базирующиеся на необходимости связывания психологических и педагогических основ образовательного процесса, не были полноценно внедрены в педагогическую практику. Это приводит к тому, что профессиональная подготовка педагогов не является эффективной. Поэтому, в образовательный процесс профессиональной подготовки педагогов должна быть включена новая учебная дисциплина, ориентированная на освоение основ применения психологических знаний в педагогической практике. Такая дисциплина была названа Фридманом психопедагогикой. Он основывается на ряде дидактических принципов и включает психологический компонент. Труды Фридмана пересекались с разработками основ психодидактики того времени и были рассмотрены в качестве ведущих направлений нового научного направления.
Психодидактика А. З. Рахимова
А.З. Рахимов является доктором психологических наук, создавшим несколько трудов по психодидактике.
Первая его книга была выпущена в 1996 году. В ней рассматривалась проблема внедрения психологических теорий и дидактических принципов в основу организации образовательного процесса. Автор утверждает, что в основу построения образовательной деятельности должна быть положена концепция развивающего обучения Эльконина-Давыдова, дополнив ее новыми педагогическими технологиями, основанными на дидактических принципах и психологических основах развития личности.
Рахимов прописывает цели и функциональную роль психодидактики. Целями психодидактики являются:
- Активизация творческого мышления учащихся.
- Максимизация работы познавательной сферы учащегося.
- Повышение успеваемости учащихся.
- Использование индивидуальных методов обучения и групповых форм познавательной работы.
Основными функциями психодидактики, по мнению А.З. Рахимова являются:
- Интеграция смежных научных областей. Предполагается объединение теорий из разных наук, которые имеют связь с психологией и педагогикой и разработка алгоритмов их применения для построения образовательного процесса;
- Проведение системного анализа средств обучения.
Немного позднее, в 2007 году А.З. Рахимов выпускает новую книгу «Принципы психодидактики», в которой выдвигает идею о замене дидактических принципов обучения на новые, инновационные психодидактические принципы. К ним относятся:
- Принцип развивающего обучения;
- Принцип диалектического познания;
- Принцип предметной направленности деятельности;
- Принцип ориентации нравственного развития;
- Принцип творческого развития;
- Принцип единства разных форм и методов образовательной работы;
- Принцип деятельностного подхода в обучении.
Огромная научная работа в области исследования психодидактики позднее. В 2013 году ее итоги были опубликованы в научном двухтомном труде «Психодидактика». В нем проводится обоснование необходимости внедрения инновационной психодидактики и проводится анализ применения в образовательном процессе технологии развития творческого мышления и технологии творческого развития. Он предлагает новые методы творческого развития учащихся, основанный на психодидактическом подходе.