Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Формирование навыков самообслуживания у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития

Определение 1

Дети с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР) – это полиморфная по сенсорным, двигательным, речевым, эмоциональным и интеллектуальным возможностям группа детей, психическое развитие которых проходит в особых условиях восприятия окружающей действительности.

Образовательные возможности детей с тяжелыми множественными нарушениями развития

До недавнего времени считалось, что дети с ТМНР являются необучаемыми, однако специалисты в данной области, а также родители таких детей, доказывают, что жизнь ребенка с ТМНР может быть вполне самостоятельной, необходимо лишь приложить для этого определенные усилия.

Процесс развития самообслуживания у детей с ТМНР опирается на психофизиологические особенности детей и их образовательные потребности:

  1. Процесс коррекционного обучения и воспитания необходимо начинать как можно раньше с момента выявления нарушений. Весь процесс должен быть индивидуализирован, в зависимости от особенностей ребенка и выявленного у него уровня и вида нарушения (нарушений).
  2. Использование в воспитании и обучении детей с ТМНР специфических методов и средств, с учетом тяжести нарушений.
  3. Процесс обучения и воспитания более дифференцирован «пошагово».
  4. Дети с ТМНР испытывают особую потребность в общении со сверстниками и взрослыми.
  5. Овладение навыками самообслуживания способствует нормализации повседневной жизни ребенка и положительно сказывается на его социализации.
  6. Полученные ребенком с ТМНР навыки самообслуживания необходимо не только закреплять, но и учить «переносить» в иные жизненные ситуации.
  7. Формировать не просто навыки самообслуживания, а учить ребенка самостоятельности и независимости от взрослых.
  8. Обучать использованию разнообразных средств для самообслуживания и ориентированию в окружающем мире.
  9. Адаптировать предметно-пространственную среду проживания ребенка и его рабочего места с учетом его особенностей и возможностей.
  10. Расширять границы общения и взаимодействия ребенка с ТМНР, не огранивать его только лишь рамками семьи.
«Формирование навыков самообслуживания у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Порядок формирования навыков самообслуживания

Порядок формирования навыков самообслуживания у детей с ТМНР значительно отличается от того порядка, который применяется в воспитании детей с нормой развития.

Порядок развития и формирования навыков самообслуживания у детей с ТМНР:

  1. Разработка режима дня с учетом возраста ребенка, выявленного у него уровня и типа нарушения, а также в соответствии с морфофизиологическими особенностями развития.
  2. Включение ребенка в разработанный режим дня. В рамках режимных моментов ребенку прививают культурно-гигиенические умения и навыки, а также формируют культуры поведения ребенка в быту.
  3. Формирование навыков самообслуживания через гигиеническую культуру. Детей учат ухаживать за своим телом и вещами, учат культуре приема пищи, аккуратному и бережному отношению к игрушкам, вещам, предметам и т.д.
  4. Основным средством является поощрение, даже если достижение ребенка незначительно. Необходимо помнить, что у ребенка с ТМНР процесс усвоения умений и навыков по самообслуживанию значительно замедлен, в отличие от детей с нормой развития.
  5. В том случае, если действие очень сложно по своей структуре, то его необходимо разбить на отдельные элементы, которые ребенок осваивает по отдельности. После того как элементы усвоены ребенком в должной мере, их объединяют в общее действие.
  6. Следует проявлять терпение по отношению к ребенку с ТМНР, помнить о том, что даже элементарные действия ему даются с трудом.
  7. На первых этапах воспитательной работы выполнять все действия совместно с ребенком, постепенно предоставляя ему возможность самостоятельно выполнять некоторые действия (закрыть воду, закатать рукава, намылить руки и т.д.), а затем уже и все действие полностью от начала и до конца.

Условия формирования и развития навыков самообслуживания

Замечание 1

Обучение навыкам самообслуживания может проходить на специально организованных занятиях, в бытовых ситуациях, в играх. В процессе обучения необходимо отработать алгоритм действий. Это вызовет у ребенка чувство уверенности в своих возможностях.

Основные условия формирования и развития навыков самообслуживания у детей с ТМНР:

  1. Определение точного навыка, который необходимо сформировать.
  2. Сопровождать все действия словесно. Например, сейчас мы с тобой будем мыть руки, для этого нужно вначале закатать рукава и т.д.
  3. Сообщать четко, кратко и последовательно ребенку, что ему необходимо выполнить. Например, закатай рукава, открывай кран, бери в руки мыло, намыливай и т.д.
  4. Все указания произносить медленно и только лишь тогда, когда ребенок смотрит на взрослого и по выражению его лица понятно, что он слышит и хорошо понимает, что ему говорят.
  5. Разделять весь процесс на отдельные небольшие действия, которые ребенок способен выполнить самостоятельно по указанию взрослого. Если ребенок забыл, как это делать, то помимо словесного напоминания следует показать ему собственным примером, как это следует делать.
  6. При показе необходимо помнить, что показ должен быть четким, последовательным и неторопливым.
  7. Весь процесс овладения навыками самообслуживания должен проходить в благоприятной психологической обстановке.
  8. Помимо выполнения непосредственно действий, относящихся к обслуживанию относительного самого себя, следует организовывать разнообразные игровые ситуации, в которых ребенок проигрывает данные навыки с игрушками. Например, ребенок кормит Мишку, умывает куклу, укладывает спать Зайчика и т.д.
  9. Разработать алгоритм выполнения действия по самообслуживанию и повесить его в месте совершения. Например, последовательность мытья рук над раковиной, последовательность одевания и раздевания. Наглядности могут быть готовые, купленные в магазине, а могут быть созданы родителем при участии ребенка.

Формирование навыков самообслуживания связано с усвоением значения чистоты тела, лица, рук для сохранения и укрепления здоровья. Для этого используются разнообразные игры, задания и упражнения. В целях закрепления этих представлений используются дидактические игры.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 28.04.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot