Значение педагогической диагностики в ДОО
Педагогическая диагностика, организуемая воспитателем ДОО, направлена на всестороннее изучение личности ребенка, особенностей его развития, индивидуальных возможностей и потребностей, оценки его как субъекта педагогического процесса.
Основной целью педагогической диагностики является познание и понимание воспитателем ребенка дошкольного возраста.
Педагогическая диагностика в ДОО позволяет воспитателю лучше понять ребенка, его поступки и мотивы, скрытые резервы личности, задатки и возможности, предвидение его дальнейшего развития и формирования. Такое понимание способствует созданию наиболее комфортных и эффективных условий обучения и воспитания детей дошкольного возраста, удовлетворения детских потребностей, интересов, поддержке и развитию индивидуальности каждого ребенка.
Без педагогической диагностики сложно организовать действительно эффективный и осознанный педагогический процесс. Именно диагностика является начальным этапом организации педагогического процесса, так как ее результаты позволяют установить цель и задачи, сформировать содержание и направление воспитания и обучения детей в ДОО. На основании выявленных в ходе диагностики результатов, так же определяется проблематика педагогического процесса в конкретной группе ДОО.
Таким образом, в процессе проведения диагностики воспитатель имеет возможность понять ребенка, его мотивы поведения, направления развития, особенности общения с другими субъектами педагогического процесса, индивидуальность развития.
Основными методами диагностики, в виду особенностей детей дошкольного возраста, зачастую являются формализованные, такие как беседа или наблюдения. Во время наблюдения воспитатель может увидеть и зафиксировать особенности общения ребенка, установление им взаимодействия с другими членами группы, черты характера и темперамента и т.д. В качестве дополнительных методов диагностики выступает метод анализа продуктов детской деятельности – рисунки, поделки и т.д., а также разрешение специальных диагностических ситуаций.
Педагогическая диагностика детей дошкольного возраста в ДОО имеет следующие направления:
- изучение уровня умений ребенка;
- выявление интересов, склонностей и предпочтений;
- установление личностных особенностей каждого воспитанника;
- выявление поведенческих особенностей и проявлений ребенка;
- установление особенностей взаимодействия воспитанника с окружающими его людьми (взрослыми, сверстниками).
По своей природе педагогическая диагностика имеет двусторонний характер направленности:
- Направление не на развитие детей, а на совершенствование педагогического процесса, оптимизацию условий его организации, повышение эффективности воспитательно-образовательной работы.
- Направленность на саморазвитие и самосовершенствование профессионального мастерства воспитателя, повышение уровня рефлексии, необходимой для осуществления адекватной оценки собственной педагогической деятельности.
Таким образом, современное понимание педагогической диагностики – это комплекс специально подобранных методов, средств и приемов, а также разработанных педагогических технологий, направленных установление уровня профессионализма педагога и уровня развития ребенка дошкольного возраста, выявление недостатков в развитии, установление и устранение их причин, повышение качества предоставляемых педагогических услуг ДОО.
Виды и методы педагогической диагностики в ДОО
Выделяют следующие виды педагогической диагностики в ДОО:
- Основная первичная диагностика – проводится в начале учебного года, направлена на выявление у диагностируемых воспитанников фактического уровня развития (знаний и умений), специфических особенностей и прогноза дальнейшего развития.
- Основная итоговая диагностика – проводится в конце учебного года, направлена на оценивание результатов освоение пройденной в течение года образовательной программы воспитанниками ДОО, степень решения воспитателями поставленных в начале учебного года воспитательно-образовательных задач, определение дальнейших перспектив на развитие воспитанников, постановка новых педагогических целей и задач.
- Промежуточная диагностика – проводится как со всеми воспитанниками группы, так и выборочно с некоторыми детьми, имеющими различного рода проблемы в развитии. Данная диагностика направлена на установление динамики развития, оценку выбранной педагогической стратегии в отношении всей группы и конкретного воспитанника по усвоению общеобразовательной программы.
- Оперативная диагностика – проводится в рамках конкретной воспитательно-образовательной работы с воспитанниками группы, направлена на осуществление оценки качества решения текущих педагогических задач и выбор эффективной тактики по взаимодействию воспитателя с детьми.
Одним из основных и наиболее доступным методом педагогической диагностики с детьми дошкольного возраста является наблюдение.
Педагогическое наблюдение – это непосредственное восприятие и познание индивидуальных особенностей развития и становления личности ребенка, его проявлений во взаимодействии с другими участниками педагогического процесса, отражение жизни ребенка в естественной для него среде и условиях.
Метод педагогического наблюдения является одним из наиболее распространенных и часто используемых методов диагностики в педагогической практике.
Проведение педагогической диагностики посредством наблюдения предусматривает соблюдение установленной технологии:
- Определение темы диагностики, постановка цели и задач, например,
- установление особенностей поведения ребенка в конкретной ситуации со сверстниками.
- Определение группы детей, за которыми будет осуществляться наблюдение в течение дня в различных ситуациях и режимных моментах. Оптимальное количество детей 3-5 человек, при большем количестве наблюдение усложняется, а полученные результаты низкого качества и не отличаются достоверностью.
- Определение необходимых для наблюдения ситуаций (режимные моменты: прогулка, занятия, свободное время и т.д.
- Выбор способа фиксации результатов наблюдения (запись в блокноте, технологических картах и т. п.).