В настоящее время педагогическая наука уделяет личности учителя особое внимание. Это обусловлено его ролью в образовательном процессе.
Роль педагога и свойства его личности рассматриваются с точки зрения компетентностного подхода, т.е. наличия профессиональных качеств, отвечающих требованиям современного общества. Здесь, исследования проводятся в области необходимых компетенций педагога, носящих постоянный характер, т.е. независимый от этапа общественного развития, а также меняющихся компетенций, обусловленных требования общества, этапом его социально-экономического развития.
На сегодняшний день, важной компетенцией любого педагога является информационная грамотность, т.е. владение информационными ресурсами и технологиями, их продуктивное применение в своей профессиональной деятельности.
Требования к личности современного педагога
В эпоху информационного развития, в век технологий и научного прогресса создается определенная модель личности педагога. Ее составными компонентами являются определенные качества личности. К ним относятся:
- Духовность. Это свойство личности педагога не ново. Оно не появилось в XXI веке, а было ведущем в педагогической профессии с древних времен. В настоящее время оно не утрачивает своей актуальности, а, напротив, возвращает приоритетные позиции. Учитель – это наставник, сопроводитель в новую жизнь. Каждый учащийся стремится подражать педагогу, а следовательно, ему необходимо демонстрировать духовность, показывать пример духовного развития, нравственности и добродетели.
- Педагогические склонности. Они обуславливают потребность педагога в выполнении своих профессиональных обязанностей, отражают любовь к ученикам, интерес от общения и взаимодействия с ними.
- Педагогическая зоркость. Она отражает наблюдательность педагога, видение им учащихся, направлений оптимального развития каждого учащегося и коллектива в целом.
- Трудолюбие. Она отражает уровень работоспособности педагога, помогает ему достигать, поставленных профессиональных целей, оптимально организовывать свою деятельности и стремление к непрерывному развитию и повышению качества своей работы.
- Гуманизм. Пожалуй, в современной системе образования он выступает самым значимым свойством личности педагога. Оно отражает его признание ценности личности каждого учащегося, выражение своего гуманного отношения к учащимся в своей профессиональной деятельности, в выборе методов и средств обучения и воспитания. Педагог должен проявлять интерес к личности учащегося, быть заинтересованным в его всестороннем развитии, проявлять уважение, оказывать помощь в решении трудных учебных задач, и, при этом, выдвигать серьезные требования к учебному процессу, учебной деятельности учащихся и ее развитию.
- Творческая направленность деятельности. Современный учитель в контексте положений современной образовательной политики, должен обладать творческими качествами, проявляющимися в воздействии на коллектив учащихся, формировании у них интереса к деятельности и потребности в познании и развитии. В учебном процессе педагог создает творческую атмосферу, которая увлекает каждого учащегося и побуждает его к действию.
- Самообладание. Педагог должен проявлять выдержку в любых учебных ситуациях. Самообладание проявляется в виде контроля и координации своей профессиональной деятельности. Необходимо демонстрировать свою выдержку учащимся и сохранять свою приоритетную позицию, роль наставника в образовательном процессе.
- Требовательность и справедливость. Современный педагог должен проявлять требовательность к учащимся, к их познанию и развитию. При этом, оценка достижений и уровня развития учащихся должна быть адекватной и объективной. Также, необходимо учитывать индивидуальные особенности развития учащихся. Потому, требовательность должна гармонично сочетаться со справедливостью.
- Педагогический такт. Он проявляется в общении и взаимодействии с учащимися, соблюдении чувства меры и проявления уважения к каждому учащемуся.
Помимо личностных качеств и профессионализма, педагог XXI века должен быть организатором образовательной деятельности, участником, субъектом образовательного процесса, источником знаний, тьютором и координатором образования. это обуславливает вариативность, многообразие профессиональный ролей, исполняемых современным педагогом.
Профессиональные роли педагога XXI века
Итак, педагог современного общества должен быть:
- Учитель – руководитель. Ему необходимы навыки планирования и прогнозирования своей деятельности, чтобы достичь поставленных целей и задач образования, грамотно распределить подачу учебного материала для его продуктивного усвоения.
- Учитель – подсказчик. Педагогу необходимо направлять развитие учащихся, создавая в образовательном процессе условия для реализации творческого потенциала каждого и разработать индивидуальный образовательный маршрут, в соответствии с возможностями, способностями и уровнем развития каждого учащегося, дающий ему свободу самовыражения.
- Учитель – организатор. Работа коллектива учащихся требует тщательной организации. Необходимо умение возбудить интерес к познанию и направить деятельность учащихся. Потому, важен выбор правильных технологий, методов и средств воспитательного воздействия, действенных образовательных технологий.
- Учитель - источник. Педагог выступает источником знаний для учащихся. При том, что в современной системе образования педагог утверждается в качестве равнозначного субъекта образовательного процесса (наряду с учащимися), его роль в качестве источника знаний сохраняется. Она приобретает новый вид, отвечающий потребностям информационного общества: учитель дает знания о способах получения знаний, способах работы с информацией, ее добывания, переработки и применения.
- Учитель – тьютор. Данная роль связана с раскрытием педагогом скрытого потенциала учащихся, выявлением их творческих способностей и организации работы по их развитию.
- Учитель – эксперт. Такая роль связана с экспертной позицией педагога в учебном процессе. Педагог выступает экспертом в познавательном процессе и его развитии.