Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Анализ УМК

Сущность понятия «УМК»

Определение 1

УМК (учебно-методический комплекс) – это набор учебных, методических и дидактических стандартов, средств обучения и контроля.

УМК в педагогике – это описание всего того, что использует преподаватель в процессе обучения для решения педагогических задач. Например, обучающие методы рассматривают в общем виде, не конкретизируя специфику класса и профессионализм педагога. Иными словами, это своеобразный образец или шаблон, в соответствии с которым должны строиться УМК преподавателями школ и учебных заведений.

ФГОС дает следующее определение УМК.

Определение 2

Учебно-методический комплекс – это совокупность нормативной и учебно-методической документации, средств обучения и контроля, которые необходимы и достаточны для того, чтобы проектировать и качественно реализовывать образовательный процесс в соответствии с требованиями ФГОС.

ФГОС определяет компетенции, которые должны быть освоены обучающимися. Учебно-методическим комплексом предлагается модель, учитывающая потребности современного общества и образовательного процесса.

УМК в образовании

УМК в образовании является основным документом, на который ориентируются школы при составлении программ для каждого класса. Принципы построения разработаны академии наук Российской Федерации для каждой дисциплины. В данном случае УМК имеет авторство и представляет интеллектуальную разработку педагога.

УМК состоит из полной и подробной информации, которой хватает, чтобы освоить учебный предмет и обеспечить открытость и последовательность образовательной деятельности, в связи с чем, доступен для ознакомления каждому желающему.

Виды УМК

В образовательной системе накопился уникальный опыт составления и классификации такого материала. Все учебно-методические комплексы могут быть классифицированы по нескольким признакам.

Например, в зависимости от возраста учеников, принимающих участие в образовательном процессе, выделяют:

«Анализ УМК» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
  • УМК начальной школы;
  • УМК среднего звена;
  • УМК старших классов;
  • УМК профессиональных школ.

В соответствии со степенью профессиональных качеств:

В соответствии со степенью обязательности предметов:

  • общие предметы, изучаемые всеми обучающимися и получающие аттестационную оценку по окончании изучения курса. Например – физика, математика, химия и пр.;
  • факультативные предметы, которые включены в базовые образовательный стандарт. Эти предметы должны обязательно изучаться, но по ним не предусмотрен какой-либо аттестационный контроль. Чаще всего, сюда включаются ознакомительные учебные курсы, к которым относят историю родного края, творчество поэтов и писателей родного края, изучение природы родного края и пр.;
  • элективные курсы, которые предназначены для изучения теми учащимися, которые стремятся к совершенствованию определенных умений и навыков. Например, к этой категории могут быть отнесены такие курсы, как изучение топонимов и гидронимов родного края, или изучение и классификация диалектизмов нашей местности и пр. Контроль-измерительных средств такими УМК не предусмотрено, и в базовый образовательный стандарт их не включают. Итоговый контроль такого курса может быть представлен выступлением учащегося на школьной научно-практической конференции или написанием статьи.

Все комплексы выстраиваются в соответствии со стандартами, которые разработала высшая профессиональная школа государства, а характеристика УМК напрямую зависит от процесса обучения, то есть от программы, которая была выбрана школой. Например, «Школа XXI века» или «Школа России».

Требования к УМК

УМК разрабатывают на основании их соответствия достижениям науки и требованиям образовательных стандартов. Иными словами, комплекс должен соответствовать принципам научности и доступности изложения.

УМК разрабатывается преподавателями учебных учреждений, с опорой на требования Государственного образовательного стандарта, а также учебного плана по рассматриваемой дисциплине. Педагоги, у которых есть ученые степени в сфере дидактики и методики преподавания, подготавливают ряд рекомендаций, направленных на составление такого рода комплексов. На состав УМК влияет выбранная программа обучения. Структура и компоненты УМК представлены следующим образом:

  • введение, в котором обосновывают цели и задачи учебного предмета, определяют объем учебной нагрузки в часах, расписывают умения и навыки, которые должны быть получены учениками после изучения, формируются связи с другими курсами и указывают тип контроля;
  • программой учебного предмета определяется объем, содержание и тематика учебных занятий. Программой строго регламентируются способы подачи учебного материала, определяется терминологический словарь и применение на практике полученных знаний;
  • календарно-тематический план предоставляет подробное распределение учебного материала по часам на протяжении учебного года. Планирование дает возможность педагогу видеть перспективы развития учебных навыков у учеников и корректировать их в процессе обучения, при необходимости;
  • учебные заседания и методические рекомендации к ним являются очень важным блоком УМК, так как преподаватель заранее может предсказать ряд трудностей, которые могут возникать у учеников и минимизировать их. Помимо этого, педагогом предусматривается возможность вариативности заданий по степени сложности и сравнения успехов учащихся в одной параллели;
  • ресурсным блоком определяются резервные задания и материалы для самостоятельного изучения. В него может быть включен комплекс упражнений повышенной сложности, список дополнительной литературы, исследовательские и самостоятельные занятия для всех, кто хочет получить более глубокие знания по тому или иному предмету;
  • контрольно-измерительные материалы представлены перечнем всех тестовых заданий, контрольными, зачетными и итоговыми работами.

Иными словами, УМК представляет собой руководство как для педагога, так и для учащегося.

Одним из обязательных условий разработки УМК выступает необходимость использовать федеральный и региональный компоненты в построении.

Федеральный компонент предполагает необходимость соблюдать государственный стандарт в образовании, то есть количество учебных часов по предмету и тип аттестационного контроля.

Региональный компонент представлен документацией, связанной с содержанием учебной дисциплины, а также с распределением плана учебных занятий.

Принципы построения УМК базируются на принципах современной образовательной деятельности:

  • общедоступности;
  • гуманизма;
  • личностно-ориентированного подхода;
  • толерантности;
  • патриотизма и гражданской ответственности.

## Этапы проектирования

Проектирование УМК представляет сложное, творческое занятие, занимающее много времени у учителя.

  • на первом этапе разработки комплекса, учитель занимается рассмотрением некоторых задач обучения, воспитания и развития учащихся, анализом объема информации, который должен быть освоен детьми, занимается изучением начального уровня подготовленности учеников. На данном этапе очень важно рассмотреть содержание учебного материала, разделить его на несколько информационных компонентов и определить методы построения для каждого ученика;
  • на втором этапе преподаватели занимаются разработкой методических рекомендаций, подбором заданий для индивидуальной мотивации учеников, подготовкой тестовых заданий, опросников, памяток для учащихся и родителей, разработкой сценариев игровых методик;
  • на третьем этапе учителя прописывают все компетенции, которыми должны быть освоены учащимися при изучении курса. Прогнозируются сложности, которые могут возникнуть, а также ищет пути их преодоления. Рассматриваются методики эффективного обучения;
  • на четвертом, последнем, этапе учителем подготавливаются контрольно-измерительные материалы, тестовые задания и аттестационные контрольные работы. Занимается сравнением динамики освоения знаний учащимися и анализирует дальнейшие перспективы обучения. После того, как УМК апробировано, учитель может его доработать или оставить без изменений.
Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 18.03.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot