Особенности гендерного обучения в начальной школе
Гендер – это социальный пол, то есть социальный статус и социально-психологические характеристики личности, которые зависят не от биологических половых различий, а от социальной организации общества.
Современной педагогической и психологической наукой и практикой не учитывается пол в качестве важнейшей характеристики ребенка. Сейчас отсутствует дифференцированный подход к мальчикам и девочкам в школьном обучении и воспитании.
К началу школьного обучения мальчиков и девочек характеризует целый ряд полодетерминированных особенностей разного генеза, что должно быть учтено в образовательной деятельности. Между тем, масса элементов образовательной системы для всех детей одинаковы:
- все они идут в школу в одном возрасте;
- учатся в одну смену;
- всех детей в классе учит одна и та же учительница;
- мальчики и девочки слушают одни и те же объяснения, получают одинаковые тетради и книги;
- педагоги стремятся к получению от учащихся одних и тех же результатов.
При этом девочки опережают в фонематическом развитии своих ровесников, а также в умении совершать простейшие математические вычисления и ориентироваться на плоскости. Отмечаются определенные различия результатов обследования первоклассников сельских и городских школ. Наиболее готовы к школьному обучению городские школьники, особенно девочки, а наименее подготовлены – мальчики из сельских школ.
Обучение с учетом гендерных особенностей предполагает отбор содержания учебного материала и использование методов и форм обучения, соответствующих разному типу функциональной асимметрии мозга при восприятии информации мальчиками и девочками.
Выстраивая процесс обучения на основании учета идей гендерного подхода необходимо руководствоваться тем, что с использованием одних и тех же методов обучения мальчики и девочки приходят к знаниям и умениям разными путями, с использованием разных стратегий мышления. Девочки лучше усваивают информацию с известным алгоритмом, когда информация укладывается в целостную схему. Обычно, они не затрудняются в запоминании правил и порядка осуществления операций и применения их в типовых ситуациях. У мальчиков страдает исполнительская сторона деятельности, они лучше решают задания на сообразительность.
Гендерные различия в восприятии информации
Выделяют ряд половых различий и в процедуре сбора информации, в методах решения задач. Мальчики решают задачи преимущественно во внутреннем плане, а девочки требуют дополнительной наглядности.
Подсознание любого человека содержит ряд архетипов – неких образов, восходящих к глубокой древности и общие для самых разных народностей. То есть, это фундамент, на котором будет строиться личность. Таким образом, во снах и рисунках мальчиков и девочек фигурируют разнообразные, часто полярные архетипические символы. У мальчиков к таким символам относятся:
- свобода и путешествия – ветер, космические полеты, горы, машины, самолеты и пр.;
- враги – дракон, робот, монстр, змея;
- победа – флаг, колокол, горн, крик «ура».
Для девочек система символов абсолютно другая:
- материнство – кукла, невеста, детская кроватка и коляска;
- легкость, нежность – воздушный шар, принцесса;
- домашний очаг и уют – стол, дом, занавески, посуда;
- женская красота – цветы, яркие губы, шляпа, глаза.
С мальчиками хорошо работает соревнование. Девочкам соревнование можно предлагать очень аккуратно, так как есть риск их поссорить.
Мальчики лучше работают «от противного» - сначала получают результат, а потом уже изучают путь к этому результату. То есть от общего к частному.
Также важно отметить, что у девочек теснее контакт с педагогами. Учитель в смешанном классе скорее будет обращать внимание на работу девочек – они более ориентированы на контакт и чаще смотрят в глаза учителю, что выступает для него в качестве знака готовности к работе. Это происходит потому, что общение со взрослыми для девочек важнее занятия: на занятиях они ловят его мимические нюансы, подстраивается к нему. Мальчики меньше смотрят на учителя, не следят за мимикой, но чутко реагируют на его состояние: если взрослый спокойный, доброжелательный, мальчикам легче заниматься.
Педагогической наукой накоплен большой арсенал разных методов обучения, но используют их в смешанных классах без учета физиологических особенностей каждого ребенка. Опыт раздельного обучения пока не используется массово. Но формально учеников уже начали разделять на разные классы на основании пола и использовать при этом одинаковые методики бессмысленно.
Раздельное обучение не отменяет индивидуального подхода. Наоборот, в однополых классах его легче осуществлять, так как сняты различия, связанные с полом и более полно видно именно индивидуальные различия.
В литературе содержится несколько требований к реализации гендерного подхода, к которым относят:
- необходимость учитывать социальные факторы при обучении – статус учащегося в коллективе, внутришкольные и внешние воздействия;
- индивидуализация обучения, основанная на учете физических и психологических особенностей личности школьника;
- дифференциация обучения с позиции гендерного подхода, то есть группировка учеников на основании полового признака, чтобы обучаться по нескольким разным учебным планам и вариативными учебным программам;
- предоставление ученикам возможности изучения учебных предметов по индивидуальной программе и темпу: ускоренно или замедленно;
- создавать всевозможные типы дидактических средств с рекомендациями по их использованию в разных группах учеников, объединенных на основании гендерного показателя. Сюда относят новые учебные пособия, компьютерные программы, тесты для индивидуального контроля, индивидуальные тетради для самостоятельной работы и пр.;
- приоритет обучения в малочисленных классах и группах, в которых есть возможность реализовать гендерный подход, отказаться от жесткой классно-урочной системы как неприемлемой для отдельной категории учеников.