Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Международная Конвенция по защите прав ребенка

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Все предметы / Педагогика / Общие основы педагогики / Международная Конвенция по защите прав ребенка
Международная Конвенция по защите прав ребенка

История принятия

Обстановка в мире, сложившаяся после Второй Мировой войны, потребовала от государств разработки законодательства в области прав человека. В этом трудно переоценить заслуги Организации Объединенных Наций, заключающиеся в принятии международных документов по защите основополагающих прав человека. Был создан универсальный перечень законов, открытый для присоединения всех стран и обеспечивающий всесторонние гарантии соблюдения прав человека, в том числе и прав детей.

Поскольку вопросам благосостояния детей и защите их прав ООН уделяла особое внимание, в 1946 году был образован Детский фонд ООН (ЮНИСЭФ), до сих пор представляющий собой центральный орган по оказанию международной помощи детям. В 1948 году Генеральной Ассамблеей была принята Всеобщая декларация прав человека, в которой признавалось, что дети являются объектом особой защиты. Позднее, в 1959 году был принят отдельный нормативный акт, касающийся прав детей, - Декларация прав ребенка, содержащая десять принципов для обеспечения счастливого детства. Этот документ послужил мощным фундаментом для дальнейшей работы по охране прав ребенка. Тем не менее Декларация не обеспечивала необходимых правовых гарантий и поэтому требовала усовершенствования и некоторых дополнений.

1979 год был провозглашен ООН Международным годом ребенка. В честь этого было проведено множество различных мероприятий, в числе которых выдвинута правовая инициатива рассмотрения в Комиссии по правам человека проекта Конвенции о правах ребенка. Автором первоначального проекта выступил польский профессор Адам Лопатка. Работа над текстом проекта Конвенции велась на протяжении десяти лет и была завершена в 1989 году. В течение этого периода были организованы совещания представителей власти и общественных организаций с целью привлечения внимания к разрабатываемому документу, имеющему глобальное значение. 26 января 1990 года началось подписание Конвенции. Уже в первый день документ подписало 61 государство, что дало основание для его быстрой ратификации. После этого Конвенция вступила в силу 2 сентября 1990 года и стала важнейшим элементом международного права.

К 1997 году уже 191 государство стало участником Конвенции о правах ребенка. Тем самым политические деятели взяли на себя ответственность пересмотреть свое национальное законодательство для полного его соответствия положениям Конвенции, а также подтвердили их всестороннее соблюдение в дальнейшем. День принятия Конвенции 20 ноября было решено ежегодно как День прав ребенка.

Основные положения

В виду физической и умственной незрелости ребенка, являющегося субъектом права, он нуждается в особой охране и заботе, включая необходимую правовую защиту как до, так и после рождения. В связи с этим Конвенция описывает главные положения, связанные с данным вопросом.

В статье 1 сказано, что ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста. В статье 2 указано, что все государства-участники должны уважать и обеспечивать права детей, предусмотренные Конвенцией, без какой-либо дискриминации по расовому, половому, языковому и другим признакам.

Международная Конвенция по защите прав ребенка

Конвенция убедительно рекомендует всем учреждениям в отношении детей руководствоваться принципом лучшего обеспечения их интересов во всех областях жизнедеятельности. Реализация этого принципа считается одной из главнейших задач Конвенции. Страны должны обеспечить требуемую защиту и заботу для полного благосостояния ребенка, принимая во внимание и уважая права его опекунов либо иных лиц, несущих за него ответственность по закону (статья 5).

Статья 6 Конвенции признает, что каждый ребенок, как и любой человек, имеет неотъемлемое право на жизнь. В связи с этим нужно обеспечить благоприятные условия для выживания, роста и развития здорового ребенка, а также для подготовки его к самостоятельной жизни в обществе.

Весьма интересен аспект, связанный с признанием права ребенка на собственные взгляды по всем затрагивающим его вопросам: в семейной и школьной жизни, при отправлении правосудия, при предоставлении убежища и т. д. Ребенок также имеет право на свободу мысли, совести и религии (статьи 12, 13, 14, 15). Особое внимание уделено гражданским правам и свободам, таким как право на имя и гражданство, защиту личной и семейной жизни, неприкосновенность жилища, тайну корреспонденции, на защиту от посягательств на честь и репутацию (статьи 7, 8, 16). Кроме того, ребенок не может подвергаться пыткам и другим жестоким видам обращения и наказания (статья 37а).

Большое внимание Конвенция уделяет семейному окружению ребенка и уходу за ним, предусматривая право родителей руководить ребенком, но в то же время нести ответственность за его воспитание и развитие. Должный акцент делается и на вопросах образования, включая профессиональную подготовку, с целью ликвидации невежества и неграмотности во всем мире (статья 28). За ребенком признается также право на отдых и досуг, занятие искусством, участие в культурных и развлекательных мероприятиях (статья 31).

Особые меры действуют по защите детей, находящихся в чрезвычайных ситуациях. Кроме этого рассматриваются ситуации, в которых могут оказаться дети, подвергшиеся экономической эксплуатации. Конвенция рекомендует меры защиты детей от незаконного употребления наркотических средств (статья 33) и от всех форм сексуальной эксплуатации (статья 34), а также от их похищения, торговли ими (статья 35).

Особенность Конвенции состоит в том, что она закрепляет необходимый минимум прав, которые должен иметь каждый ребенок.

Значение Конвенции

Международное общество высоко оценило Конвенцию как правовой документ гуманистического нрава. Поскольку она утверждает ребенка субъектом права и частью всего человечества, то имеет актуальное социально-нравственное значение.

Впервые ребенок был провозглашен отдельной и полноправной личностью. Определяя широкий список прав детей, Конвенция создает и специальные механизмы контроля - Комитет ООН по правам ребенка, наделяя его высокими полномочиями.

Конвенция, состоящая из 54 статей, объединила в себе разнородные права ребенка в тексте одного документа, преследуя при этом 3 главные цели:

  1. подтверждение в отношении детей тех прав, которые уже представлены в масштабах иных документов;
  2. укрепление особого статуса ребенка;
  3. закрепление специализированных норм, касающихся защиты тех прав, которые относятся именно к ребенку.

На современном этапе Конвенция о правах ребенка считается уникальной по полноте охвата проблем детства. Следует отметить, что она получила глобальное признание, так как ратифицирована большим количеством стран.