Программа учебно-воспитательной практики в ДОУ
Педагогическая практика – это связующее звено между теоретической подготовкой студентов и их самостоятельной деятельностью в образовательном учреждении.
Во время прохождения педагогической практики студент под руководством методиста реализует педагогическую деятельность при взаимодействии со всеми участниками педагогического процесса. В педагогической практике воплощаются все компоненты педагогической деятельности. Именно педагогическая практика учит студента подходить к педагогической деятельности системно, обеспечивать целостность педагогического процесса. При осуществлении педагогической деятельности идет развитие педагогических способностей и профильно-значимых качеств личности.
В содержании педагогической практики отражается ряд основных положений концепции дошкольного воспитания и изменений, происходящей в системе дошкольного образования. Выпускнику педагогического факультета в своей практической деятельности необходимо ориентироваться на творческий подход, применение педагогической импровизации, поиск новых методов и форм воспитания и обучения, осуществление экспериментально-поисковой работы как с группой детей, так и с каждым ребенком индивидуально.
Педагогическая практика помогает отслеживать уровень теоретической подготовки студентов, обогащать их практические навыки, вырабатывать стереотипность действий будущего специалиста.
Цели и задачи практики
Цель практики – освоить все функции воспитателя детей-дошкольников: сформировать ряд профессионально-педагогических умений и профессионально-значимых личностных качеств воспитателя, профессионально-педагогическую мобильность.
К задачам практики относят:
- углубление, закрепление теоретических знаний студентов, обучение их применению этих знаний в воспитательно-образовательной работе с воспитанниками, ознакомление с содержанием и методикой работы с детьми в соответствии с разными образовательными программами;
- формирование профессионально-педагогической направленности студентов, проявление интереса к профессии;
- формирование профессионально-значимых личностных качеств: дисциплинированности, сдержанности, организованности, целеустремленности, доброжелательности и пр., а также профессионально-педагогических умений, соответствующих квалификационным требованиям к воспитанию в дошкольном учреждении;
- формирование у студентов такого качества, как личностная активность, которая обеспечивает готовность осуществлять деятельность, помогает в освоении новых форм и видов деятельности;
- формирование умения гибкой адаптации к изменениям условий в профессионально-педагогической среде;
- формирование способности творчески относиться к организации собственной деятельности и ее преобразованию;
- формирование готовности и способности к саморазвитию и самообразованию.
Организация и содержание практики
Практику проводят обычно в 6 семестре, в группах детей-дошкольников, то есть детей в возрасте 3-7 лет. Продолжительность практики – 6 недель по 6 часов каждый день. Ежедневная работа студентов курируется воспитателями групп, а 1-3 раза в неделю результаты педагогической деятельности практикантов изучаются руководителем группы студентов.
Содержание практики предполагает проведение студентами психолого-педагогической диагностики детей, составление проекта непосредственной педагогической деятельности с детьми дошкольного возраста. Основное время практики отводится на освоение студентами всех форм воспитательно-образовательной работы с детьми, выполнению функциональных обязанностей воспитателя в детском саду. Предварительно со всеми студентами проводится инструктаж, а после окончания практики – итоговая конференция.
В первый день практики студентов знакомят с дошкольным учреждением, в котором они будут проходить практику, педагогическим коллективом ДОУ и распределяются по возрастным группам воспитанников.
Дошкольные учреждения могут работать в соответствии с разными вариативными программами воспитания, обучения и развития дошкольников. Для подготовки к работе в таких условиях и выработки мобильности, студентов знакомят в вариативностью образовательных программ, а также с особенностями их реализации. Работа в изменяющихся условиях образовательной среды позволяет педагогам и студентам-практикантам проявлять инициативность, решать ряд разнообразных образовательных задач, формировать готовность к гибкой адаптации к изменяющимся условиям, проявлять при этом личностную активность, творчески относиться к освоению и преобразованию собственной деятельности.
Студентами на практике подготавливаются и самостоятельно проводятся отдельные режимные моменты, совместная деятельность и занятия с детьми дошкольного возраста. Руководствуясь приоритетной целевой направленностью программы, по которой идет работа в данной группе, изготавливаются наглядные пособия, вносятся изменения в предметно-развивающую среду. Студенты участвуют в методической работе дошкольного учреждения и работают с родителями.
Предметно-развивающая среда детского сада способствует обогащению детского развития, обеспечению эмоционального благополучия, соответствует интересам и потребностям воспитанников. Благодаря усилиям и творческой фантазии каждого участника образовательной деятельности, у детского сада создается свой неповторимый облик, и он выступает в качестве особой зоны культурной и эстетической деятельности детей, педагогов и родителей.