Общие сведения об учебной практике в ДОУ
Учебная практика дает студентам возможность получения представлений, касающихся уникального самоценного периода детства, в котором закладывается фундамент физического, познавательно-речевого, социально-нравственного и художественно-эстетического личностного становления детей.
Отечественными и зарубежными исследователями проблем детства было отмечено, что в зависимости от типов развития, насыщенности овладения умениями и навыками ранний возрастной период превосходит каждый последующий возраст, именно он – время расцвета, представленное годами, посвященными творческому развитию и развитию способностей ребенка, который стремится открыть для себя мир и себя для мира. Именно первые три года жизни детей предполагают ряд глубоких качественных изменений, в частности у детей:
- формируется самосознание и речь;
- развивается мышление;
- происходит социализация;
- происходит овладение разными практическими действиями;
- развивается позиция субъекта.
В этот период развития ребенок является и гениальным лингвистом, и почемучкой, и автором парадоксально глубоких мыслей и идей, и неугомонным исследователем-экспериментатором. Иными словами, в первые три года своей жизни дети проходят путь развития всего человечества. В связи с этим принципиально важно максимально подробно изучить тенденции развития ребенка раннего возраста, чтобы дальнейшее воспитание, обучение и становление личности дошкольника было успешным.
В содержание практики включены особенности организации педагогического процесса в группах раннего возраста и условия оптимального развития детей на втором-третьем годах жизни, диагностика психического развития детей в раннем возрасте, проблема взаимодействия с детьми, также методы оказания помощи воспитателю в организации совместной и специальной работы с детьми.
Подбор содержания и организацию учебной практики осуществляют на основании следующих принципов:
- культуросообразность – определяет отношение к студенту как к свободной и целостной личности, которая по мере своего культурного развития способна самостоятельно выбирать ценности, самоопределяться и творчески самореализовываться в рамках педагогической практики;
- гуманизация – предполагает выявление возможностей саморазвития и самообразования учеников, условий осмыслений ценностно-смысловой природы педагогической деятельности и развитие готовности к решению профессионально-педагогических задач. Реализация данного принципа в контексте педагогической практики предполагает оказание студенту помощи в ходе становления профессиональной компетентности и целостного жизненного самоопределения;
- индивидуально-личностный подход – ориентируется на максимальный учет особенностей личностно-профессионального становления студента в период педагогической практики;
- ценностно-смысловая направленность педагогической практики – предполагает организацию практики так, чтобы она помогала студентам обретать смысл своего образования и педагогическую профессию;
- единство содержательной и процессуальной сторон обучения в контексте педагогической практики – предполагает тесную взаимосвязь предметного содержания обучения со способами его усвоения студентами в условиях практики, а также отражение данного единства в процессе реального взаимодействия с детьми раннего возраста;
- вариативность – требует создавать условия, как в содержательном, так и в организационном аспектах педагогической практики, необходимых для становления и развития индивидуального стиля профессиональной деятельности и реализации творческого потенциала каждого студента.
Готовность студента к практике можно определить уровнем освоения нескольких учебных курсов, например, психологии развития, основ педиатрии и гигиены, детской психологии, дошкольной педагогики, практической педагогики, а также теоретических основ и технологий математического, речевого и прочих видов развития детей-дошкольников.
Цели и задачи практики
Цель практики – сформировать у студентов общепрофессиональную компетентность при изучении особенностей развития детей второго-третьего года жизни, то есть раннего возраста, а также реальное взаимодействие с ними.
Задачи практики:
- ознакомиться с особенностями педагогической деятельности в группах раннего возраста, с условиями ее организации;
- изучать особенности развития, воспитания и обучения детей в раннем возрасте в дошкольных образовательных учреждениях;
- анализировать условия, которые обеспечивают эффективность развития, воспитания и обучения детей младшего дошкольного возраста.
Необходимо осуществлять диагностику психического развития детей на втором и третьем году жизни по следующим параметрам:
- особенности общения детей и взрослых;
- развитие предметной деятельности;
- особенности речевого развития;
- своеобразие процессуальной игры.
Студентам необходимо ознакомиться с предстоящей работой в группах раннего возраста, сформировать ряд умений, соответствующих преобладающим типам профессиональной деятельности воспитателей и педагогов групп раннего возраста, то есть освоить диагностическую, организационно-воспитательную, развивающую и консультативную деятельность.
Также студенты должны научиться элементарному профессионально-педагогическому взаимодействию с детьми второго-третьего года жизни.