Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Исследование особенностей звукопроизносительной стороны речи у дошкольников со стертой дизартрией

Понятие стертой дизартрии

Определение 1

Стертая дизартрия – это один из видов речевой патологии, проявляющийся расстройствами фонетического и просодического компонентов речевой функциональной системы и возникающий в связи с невыраженным микроорганическим поражением головного мозга.

Стертая дизартрия встречается в логопедической практике достаточно часто. К основным ее проявлениям относят невнятную невыразительную речь, плохую дикцию, искажение и замену звуков в сложных по слоговой структуре словах и пр.

Обследование детей в массовых детских сада показало, что в старших и подготовительных группах 40-60% детей имеют те или иные отклонения речевого развития. К наиболее распространенным нарушениям относят: дислалию, ринофонию, фонетико-фонематическое недоразвитие, стертую дизартрию.

В группах детей с ОНР до 50% детей, а в группах детей с фонетико-фонематическим недоразвитием – до 35% детей имеют стертую дизартрию. Детям со стертой дизартрией нужна длительная, систематическая индивидуальная логопедическая помощь. Логопеды в специализированных группах осуществляют логопедическую работу следующими путями:

  • фронтальные, подгрупповые занятия со всеми детьми с изучением программного материала, предполагающего устранение общего недоразвития речи,
  • индивидуальные занятия, на которых осуществляется коррекция произносительной стороны речи и просодики, то есть устранение симптоматики стертой дизартрии.

Стертую форму дизартрии диагностируют после 5 лет. Всех детей, с симптоматикой, соответствующей стертой дизартрии, направляют на консультацию к неврологу, чтобы уточнить или подтвердить диагноз и назначить адекватное лечение, так как при стертой дизартрии методика коррекционной работы должна быть комплексной и состоять из:

  • медицинского воздействия;
  • психолого-педагогической помощи;
  • логопедической работы.
«Исследование особенностей звукопроизносительной стороны речи у дошкольников со стертой дизартрией» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

При обследовании в поликлинике у логопеда у детей 5-6 лет со стертой дизартрией выявляют комплекс симптомов.

Общая моторика

Дети со стертой дизартрией неловкие, с ограниченным объемом активных движений, их мышцы быстро утомляются в ситуации функциональных нагрузок. Такие дети неустойчиво стоят на одной ноге, не могут прыгать на одной ноге, проходить по узкому мостику и пр. они плохо подражают движениям, не могут показать, как идет солдат, как летит птица, как режут хлеб и пр. Особенно заметной моторная несостоятельность становится на уроках физкультуры и музыкальных занятиях, когда дети начинают отставать в темпе и ритме движений.

Мелкая моторика рук

Дети со стертой дизартрией поздно и с большим трудом овладевают навыками самообслуживания: не могут застегивать пуговицы, завязывать и развязывать шнурки и пр. На рисовании они плохо держат карандаш, руки часто излишне напряжены. Многие дети не любят рисовать. Особенно очевидной становится моторная неловкость рук на занятиях аппликацией и с пластилином. В работах по аппликации прослеживается также нарушение пространственного расположения элементов. Нарушение тонких дифференцированных движений рук проявляется во время выполнения тестов пальчиковой гимнастики.

На занятиях оригами детям со стертой дизартрией трудно выполнять самые простые движения, так как необходима пространственная ориентировки, а также тонкие дифференцированные движения руками.

Школьники в первом классе испытывают трудности при овладении графическими навыками – у них может отмечаться зеркальное письмо, замена буквы д на б, гласных и окончаний слов, плохой почерк и пр.

Особенности артикуляционного аппарата

При стертой дизартрии выявляют особенности артикуляционного аппарата. Паретичность мышц артикуляционных органов проявляется гипомимичным лицом, вялостью лицевых мышц при пальпации, невозможностью удержать позу закрытого рта, так как нижняя челюсть не может зафиксироваться в приподнятом состоянии в связи с вялой жевательной мускулатурой. Губы таких детей вялые с опущенными уголками, во время речи губы остаются такими же вялыми и не могут произвести необходимую лабиализацию звуков, ухудшая просодическую сторону речи.

У многих детей с подобной симптоматикой нет возможности сделать упражнение «трубочка», то есть вытянуть губы вперед. Язык их часто имеет измененную форму – толстую, без выраженного кончика, помимо того, он малоподвижный.

Иными словами, качество артикуляционных движений при функциональных нагрузках резко падает. Это вызывает искажение звуков во время речи, их смешению и ухудшению всей просодической стороны речи.

Звукопроизношение

При обследовании звукопроизношения отмечают смешение и искажение звуков, замену и отсутствие звуков, то есть симптомы, схожие с дислалией. Но речи при дизартрии нарушена и с просодической стороны, что влияет на разборчивость, внятность и выразительность речи.

При дизартрии звуки, поставленные логопедом, хорошо произносятся детьми в изолированном виде, но долгое время звуки не автоматизируются. Наиболее распространенное нарушение – дефект свистящих и шипящих. Дети со стертой дизартрией искажают, смешивают даже акустические противопоставленные звуки.

Часто встречается межзубное произнесение, боковые звуки. Дети затрудняются в произношении слов сложной слоговой структуры, упрощают звуконаполняемость, опуская при этом отдельные звуки при стечении согласных.

Общее речевое развитие

Детей со стертой дизартрией условно подразделяют на три группы:

  • Первая группа – дети с нарушением звукопроизношения и просодики. У этой категории детей хороший уровень развития речи, но многие испытывают трудности во время усвоения, различения и воспроизведения предлогов. Дети могут путать сложные предлоги, испытывать проблемы при различении и использовании приставочных глаголов. Вместе с этим они овладевают связной речью, имеют богатый словарь, но могут затрудняться при произнесении слов со сложной слоговой структурой. Также дети затрудняются в пространственной ориентации.
  • Вторая группа – дети, с сочетанием нарушений звукопроизношения и просодической стороны речи и незаконченного процесса формирования фонематического слуха. В таком случае в речи детей могут встречаться единичные лексико-грамматические ошибки. Дети ошибаются в специальных заданиях в момент восприятия на слух и повторение слогов и слов с оппозиционными звуками.
  • Третья группа – дети со стойким полиморфным нарушением звукопроизношения и недостатком просодической стороны речи в сочетании с недоразвитием фонематического слуха. В результате дети характеризуются бедностью словаря, выраженными ошибками в грамматическом строе, невозможностью связно высказываться, а также существенные трудности во время усвоения слов разной слоговой структуры. У всех детей этой группы отмечается несформированность слуховой и произносительной дифференциации. В речи полностью отсутствуют предлоги. Иными словами, дети со стертой формой дизартрии представляют неоднородную категорию детей.
Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 28.12.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot