Сущность тьюторства в образовании
Тьюторство – это система специальной организации образовательной деятельности, основанная на занятии педагогом позиции наставника и помощника учащемуся, чьи интересы и потребности реализуются в ходе образовательной деятельности.
Педагог становится тьютором, т.е. человеком, который сопровождает образовательную деятельность учащихся по выбранному образовательному пути развития.
Тьюторство выступает в виде сопровождения образовательной деятельности учащихся. Оно помогает выбрать индивидуальную образовательную траекторию каждому учащемуся и планомерно ее реализовать.
В основе возникновения тьюторства лежит:
- Потребность общества в реализации индивидуального подхода в образовании.
- Вариативность образовательных программ.
- Условия перехода учащихся на индивидуальную образовательную траекторию.
Индивидуальный подход к обучению и развитию каждого учащегося и выступает основой реализации тьюторства в образовании. Роль педагога в данном случае изменяется: он становится реализатором индивидуальной программы учащегося. Педагог помогает в ее последовательной реализации, корректировки при необходимости и продвигает учащегося по пути его развития, помогая осваивать знания и совершенствовать их, а также, способствую всестороннему личностному развитию учащегося.
Педагог-тьютор действует исключительной в интересах учащихся. В основе его работы лежат познавательные интересы и потребности учащегося. Он работает с познавательным интересом, выбирая конкретные методы и средства его реализации.
Тьютор выполняет, в первую очередь, наставническую функцию. Он помогает учащемуся в поиске своего пути развития, активизации своих внутренних сил и ресурсов, нахождении точек продвижения по образовательному пути и формирует мотивацию ребенка к познанию, развитию, самопознанию и самореализации.
Значение тьюторства в современной образовательной деятельности
В настоящее время тюьторство получило широкое распространение в образовательном процессе. Оно является перспективным направлением образовательной деятельности и требует своего развития.
В первую очередь, это обусловлено ростом количества детей с особыми образовательными потребностями. Именно им необходим индивидуальный маршрут обучения и непрерывное сопровождение для его полноценной и продуктивной реализации.
Роль тьюторства в образовательном процесса на современном этапе развития общества сводится к следующему:
- Реализация образовательного потенциала учащихся разного уровня развития;
- Реализация концепции непрерывного образования;
- Обеспечение заинтересованности учащихся в образовательной деятельности;
- Создание условий для полноценного отклика образовательной деятельности на любые запросы к ней;
- Решение любых, даже очень сложных и трудоемких, образовательных задач;
- Возможность применение нестандартных подходов в обучении и инновационных направлений образовательной деятельности;
- Определение перспектив развития конкретного учащегося и их корректировка по ходу освоения образовательной программы;
- Реализация инициирования конкретной деятельности учащегося, выступающей его социальной пробой.
По сути, тьютор занимает посредническую позицию между учащимися и педагогами. Он помогает в организации деятельности учащихся и реализации гуманистической направленности их воспитания и развития.
Рисунок 1. Тьюторство. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
В процессе тьюторства происходит применение следующих методов реализации образовательной деятельности:
- Методы проблемного обучения.
- Диалог и дискуссия.
- Методы образовательных путешествий.
- Метод построения индивидуальной образовательной траектории.
- Методы портфолио.
- Кейс-методы.
- Создание творческих мастерских.
- Вопросно-ответные методы обучения.
Следует отметить, что именно вопросно-ответные методы обучения лежат в основе профессиональной деятельности тьютора. Умение оперировать вопросами и ответами определяет продуктивность деятельности тьютора.
Благодаря тьюторской деятельности происходит усиление внутренних сил, внутренних возможностей учащегося за счет внешних ресурсов, внешних факторов воздействия. Тьютор становится посредником между ребенком и социумом, направляя его развитие, помогая использовать возможности окружающей среды и образовательного пространства.
Тьютор выстраивает образ будущего для каждого конкретного учащегося и помогает в его понимании им и выработки учащимся способов продвижения к прогнозируемому будущему.
Тьюторство в инклюзивном образовании
Тьюторство в системе инклюзивного образование ориентировано на сопровождение учащихся с особыми образовательными потребностями. Оно помогает включить учащегося с отклонениями в развитии в образовательный процесс и реализовать его социальное развитие в обычной общеобразовательной школе.
Тьютор в инклюзивной школе выполняет функцию коммуникативного соединения педагога с учащимися. Тьютор помогает детям с особенностями развития стать полноценным участником классного коллектива, включиться в обучении и коммуникацию в образовательной среде.
Функциональная роль тьютора в инклюзивном образовательном процессе сводится к следующему:
- Разъяснение учебного материала учащимся с особенностями в развитии специальными методами и средства. Они предполагают доступность объяснения учащимся с отклонениями в развитии и активизацию их познавательных возможностей.
- Использование в учебном процессе адаптированных упражнений, заданий, подогнанных под потребности и возможности учащихся с отклонениями в развитии.
- Занятие позиции друга ребенка. Дружеская помощь тьютора не формирует у детей комплексов, не дает почувствовать себя «особенным», «не таким как все».
- Формирование у учащихся навыков жизнедеятельности в современном мире, исходя из их особенностей развития.
- Формирование в учебном коллективе положительной атмосферы и взаимодействия учащихся друг с другом.