Воспитание – основные понятия
Воспитание в педагогической науке рассматривают в двух ракурсах:
- в социальном, как передачу накопленного опыта между поколениями;
- в педагогическом, как процесс целенаправленного формирования личности, основанный на системе организованных средств влияния на воспитуемого.
Воспитание подчиняется требованиям общества. В человеке надо воспитывать гражданственность, уважение к законам и нормам поведения, формировать общечеловеческие ценности.
Современное воспитание носит гуманистический характер, и придерживается социокультурных, индивидуальных и сопричастных направлений в развитии индивида. Современное воспитание отличается технологичностью, эмоциональностью, диалогичностью, ситуативностью и перспективностью.
Основное определение понятия воспитание - это процесс целенаправленного формирования личности в условиях специально организованной системы, обеспечивающей взаимодействие воспитателя и воспитуемых в процессе реализации общих целей.
Основные компоненты воспитания, основываясь на определении:
- процесс целенаправленного формирования личности означает (т.е. процесс имеет цель);
- специально организованная воспитательная система (эффективность воспитания зависит от системности применяемых методов, способов);
- взаимодействие воспитателя и воспитуемых (обязательное наличие обратной связи);
- отождествление воспитания с воспитательным процессом.
В современной педагогике получил развитие личностно-деятельностный подход к воспитанию. В основу этого подхода входят:
- общение, как основа межличностных отношений;
- управление развитием личности в процессе жизнедеятельности;
- развитие и социализация личности.
Гуманистическая педагогика рассматривает процесс воспитания, как эффективное сотрудничество между воспитателями и воспитанниками, приводящее к заданной цели. А цель воспитания – это формирование всесторонне гармонично развитой личности.
Основные характерные особенности воспитательного процесса:
- целенаправленность (наличие правильной цели обеспечивает эффективное достижение результатов);
- единство цели (наличие общей цели у всех участников воспитательного процесса);
- длительность (отложенность результата);
- многофакторность (множество положительных и отрицательных факторов воздействующих на личность);
- подвижность (воздействующие факторы могут носить стихийный и целенаправленный характер);
- непрерывность (воспитание – это длительный, системный и непрерывный процесс);
- комплексность (единство целей, задач, содержания, форм и методов воспитания);
- вариативность (учет индивидуальных особенностей личности);
- двусторонность (сотрудничество воспитателей и воспитуемых);
- противоречивость (противоречия – есть движущая сила воспитания).
Важным фактором, влияющим на результат воспитания, является личность воспитателя. Он является носителем мастерства и ценностных ориентации.
Роль самовоспитания в воспитательном процессе достаточно велика. Это осознанная, целеустремленная деятельность человека, направленная на саморазвитие, самообразование, совершенствование положительных и искоренение отрицательных личностных качеств.
Основные компоненты самовоспитания:
- самопознание,
- самоанализ,
- самооценка,
- самоотчет,
- самоконтроль.
Приемы самовоспитания:
- самоприказ,
- самоободрение,
- самовнушение,
- самоодобрение,
- самопоощрение,
- самонаказание.
Уровень самовоспитания определяет уровень воспитанности личности. Самовоспитание подкрепляет и развивает процесс формирования личности.
Все категории педагогики: обучение, воспитание и самовоспитание, взаимосвязаны друг с другом в едином учебно-воспитательном процессе. Результативность процесса зависит от их единства.
Говоря о воспитании нельзя не отметить его производную – перевоспитание. Это вид воспитания, направленный на устранение сформировавшихся отрицательных и развитие положительных качеств личности. Процесс перевоспитания нелегкий, длительный, предполагающий большие затраты сил и терпения. Перевоспитывать человека гораздо сложнее, чем воспитывать. Особенно трудно перевоспитывать, если отрицательные черты носят устойчивый характер. Макаренко писал: «Воспитывать надо так, чтобы ничего потом не пришлось переделывать». Перевоспитание как правило дает положительные результаты, если у человека появляется потребность и желание в самоисправлении, он осознает необходимость изменить образ жизни, привычки, поведение.
Для перевоспитания необходимо:
- расположение человека к воспитателю;
- выявить причины, породившие проблемы;
- создать систему целевых ориентации, перспектив;
- изменить обстановку;
- воздействовать на личность, сознание, чувства и волю воспитанника.
Современные теории воспитания
В теории воспитания раскрывается сущность, закономерности, движущие силы воспитания, структурные элементы, рассматриваются различные концепции воспитания и воспитательные системы.
В отечественной педагогике основы теории воспитания заложены К. Д. Ушинским еще в конце XIX века. В двадцатые-тридцатые годы XX в. Над теорией воспитания работал А. С. Макаренко.
В современной педагогической науке существуют многочисленные теории и концепции воспитания. Основой современных концепций воспитания служат философские учения или психологические теории:
- психоаналитическая теория;
- когнитивная теория;
- поведенческая (бихевиористская) теория;
- биологическая (генетическая) теория;
- социоэнергетическая (культурно-родовая) теория;
- гуманистическая психология.
Социоцентрический подход определяет цель развития личности, как социализацию. В данном случае гармоничное и всестороннее развитие личности обусловлено внешними заданными нормативами. Фактор саморазвития личности при этом не учитывается.
Другое направление в педагогике в центр научной картины мира выдвигает человека. Развитие таких гуманистических идей способствовало рождению гуманистической теории воспитания. Целью воспитания в гуманистической педагогике является полное культурное развитие человека, способного к духовному и физическому саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации.
Цели воспитания не являются постоянными. С изменением системы общественного устройства и социальных отношений, изменяются и цели воспитания. Они формулируются в виде требований, которые предъявляют к личности человека новые тенденции развития общества. Но общечеловеческие нравственные ценности являются неизменными. Они связаны с понятиями о добре и зле, порядочности, гуманности и любви к природе. К таким не приходящим нормам относятся духовность, свобода, ответственность личности, порядочность, скромность, человечность, бескорыстие и доброта. Духовность выражается в постоянном стремлении человека к нравственному самосовершенствованию. Свобода определяется стремлением к внутренней и внешней независимости человека, но с учетом соответствующих прав за любой другой личностью. Спутник свободы –ответственность.
Цель современного воспитания заключается в том, чтобы сделать ребят высоконравственными, духовно богатыми, внутренне свободными и ответственными личностями.