Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Теория гражданского воспитания

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Все предметы / Педагогика / Теория воспитания / Теория гражданского воспитания
Теория гражданского воспитания

Исторические аспекты гражданского воспитания

Само понятие «гражданское воспитание» неотделимо от понятия «гражданское общество», которое своими корнями уходит в эпоху античности. Древние философы понимали гражданское общество и политическую жизнь страны как взаимозависимые определения. Быть членом политики значило быть членом страны и, тем самым, обязанным жить и работать согласно с его законами и без нанесения ущерба иным гражданам.

Большое внимание этому вопросу уделял Аристотель. Он напрямую связывал исполнение гражданских обязанностей с нравственностью человека и его воспитанием. Он, как и Плутарх, считал, что правительство обязано заниматься воспитанием ряда добродетелей, главными из которых являлись мужество, рассудительность и ответственность.

Почти все положения о гражданском воспитании, высказанные древнегреческими философами, были поддержаны философами Нового времени. Так, например, Д. Локк применял понятия «гражданское общество» и «государство» как взаимозаменяемые и взаимодополняемые. Он считал, что человек обязан жить по законам естественным и законам своей страны.

Готовые работы на аналогичную тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

В зарубежной педагогике наиболее полно теория гражданского воспитания была разработана немецким педагогом Г. Кершенштейнером, отмечавшим необходимость целенаправленного формирования у детей гражданственности. В то же время опорой гражданского воспитания, по его мнению, должно быть трудовое воспитание.

В России у истоков гражданского воспитания стоял советский педагог В.А. Сухомлинский. Но целенаправленное исследование «граждановедческих дисциплин» в нашей стране стартовало с 1990 года, когда в школе началось преподавание «Граждановедения». Целью данного курса стало формирование гражданских качеств личности школьника и подготовка к его самоопределению в существующих условиях через становление нравственной, политической и правовой культуры.

В современном мире проблема гражданского воспитания приобретает особую значимость для государства и общества в целом. Наше время ставит перед исследователями процесса гражданского воспитания новые задачи, при выяснении которых следует исходить из позитивного опыта, теоретических положений, применения инновационных технологий, социальных характеристик современного подрастающего поколения.

Основы гражданского воспитания

Как известно, воспитание представляет собой процесс регулярного и целенаправленного воздействия на человека, на его духовное и физическое становление в целях подготовки к производственной, социальной и культурной деятельности. Эффективная деятельность по гражданскому воспитанию обусловлена совместными усилия семьи, школы и государственных органов. Последние призваны поддержать и обеспечить соблюдение прав людей, контролировать исполнение законов, без которых жизнедеятельность гражданского общества невозможна.

Человек, воспитанный в духе гражданственности – это самостоятельная личность, способная без помощи других подвергать анализу различные действия, а также имеющая собственную точку зрения.

Воспитание гражданственности осуществляется в ходе всей жизни ребёнка, но основным средством воспитания считается учение. Поэтому основным условием успешности гражданского воспитания детей и подростков считается верная организация их процесса обучения. В ходе учебного процесса складывается целостная картина мира, исследуются закономерности и механизмы существования общества и человека. Система познаний, в свою очередь, занимает важное место в формировании гражданских убеждений учащихся и закладывает прочный фундамент гражданского мировоззрения. Для этого разрабатываются гражданские концепции и идеи, положенные в базу различных дисциплин через программы и учебные пособия.

Исторические аспекты гражданского воспитания

Немаловажную роль в формировании гражданских основ имеет также принцип народности, связанный с языком, культурой, традициями, обычаями народа. Этот принцип учитывает государственные отличительные черты и осуществляется через деятельностное становление подростков.

Культивирование гражданственности в различных видах работы содействует ее производительности. К ключевым видам такой работы вполне можно отнести: аудиторную, кружковую, краеведческую, поисково-исследовательскую, экологическую, правоохранительную, патриотическую, общественно-политическую деятельность. Одним из главных начал воспитания гражданина считается воспитание человека-труженика, значимым качеством которого считается трудолюбие.

Зарубежные ученые в качестве главных направлений гражданского воспитания выделяют политическое, правовое и воспитание культуры межэтнического общения. Однако, при организации любого мероприятия, направленного на формирование тех или иных гражданских достоинств, необходима чёткая его целенаправленность и постановка соответствующих задач.

Так, основные задачи в гражданском становлении личности представлены в следующем перечне:

  1. мировоззренческая подготовка молодёжи, определение смысла жизни, ценностного отношения к ней;
  2. приобщение подростков к законам страны, раскрытие беспристрастной потребности их исполнения;
  3. приобщение учащихся к культуре своего отечества и народа;
  4. формирование общечеловеческих норм морали; формирование чувства собственного достоинства и возможности к беспристрастной самооценке и регуляции в поведении;
  5. воспитание трудолюбия;
  6. приобщение к здоровому образу жизни.

Показатели гражданского воспитания

Основным показателем воспитания человека считается гражданственность, под которой понимают интегративное качество личности по таким аспектам, как мировоззрение, поведение, оценка, культура. Постоянное отслеживание уровня гражданской воспитанности учащихся - важное звено педагогического процесса, дающее информацию о реализации воспитательных целей, которые имеют значение для последующего программирования и регулировки воспитания.

Гражданские качества весьма обширно проявляются в дополнительном образовании (всевозможные краеведческие и патриотические кружки). Собственные гражданские качества показывают учащиеся и при самоуправлении. Основным условием эффективности гражданского воспитания считается системность проведения мероприятий в этой сфере.

Исторические аспекты гражданского воспитания

Главная роль в гражданском воспитании принадлежит учителю. Убеждённый друг молодёжи, интеллигентный гуманист-интеллигент, любящий Отчизну, ценитель отечественной культуры - вот далеко не полный список качеств, которыми обязан обладать педагог. Воспитывая граждан своего отечества, наставник, в первую очередь, должен и сам быть им.

Ограниченное предложение
Введите email чтобы зафиксировать скидку
300 ₽
На любой первый заказ в Автор24