Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Теоретическое, эмпирическое и нормативное знание в педагогике

Теоретическое знание

Определение 1

Теоретическое знание в педагогике – это уровень построения педагогической науки, базирующийся на совокупности обобщенных положений и понятий.

Теоретическое знание включает в себя разнообразные теоретические концепции и данные о воспитании, обучении и развитии подрастающего поколения.

Педагогическая теория является фундаментом для практической педагогической деятельности. поэтому, теоретические положения должны быть аргументированными, подтвержденными научно, объективными и доступными для восприятия. Педагогические теории содержат закономерности реализации педагогического процесса и их детальное обоснование.

Теория педагогики является инструментом передачи педагогического опыта. При этом, передается не сам опыт, поскольку его невозможно полноценно и эффективно передать и реализовать на практике, а только научная мысль, которая выделяется из этого опыта, являясь компонентом теоретического осмысления, систематизации итогов практической учебно-воспитательной работы.

Педагогическая теория лежит в основе педагогической практики. При этом, она не может существовать без реализации своих теоретических положений в практической работе. В этом случае, теоретическое знание бессмысленно.

Педагогической практике необходимо теоретическое обоснование ее действия. Оно должно находится в соответствии с теоретическими предписаниями, характеризующими смысловое назначение, целеполагание и основные принципы педагогической деятельности.

Теоретическое знание в педагогической науке базируется на комплексе:

  • Суждений.
  • Умозаключений.
  • Аксиом.
  • Закономерностей.
  • Принципов.

Процессы обучения и воспитания строятся на основе конкретных педагогических принципов. Кроме того, в ходе исторического развития, сложились определенные закономерности этих процессов.

Теоретические знания в педагогике являются относительными. Наука постоянно развивается и совершенствует свои теории и концепции. Любое новое открытие дает почву для появления новой проблемы исследования, новых вопросов и поиска на них ответов т.е. новую почву для научных размышлений и открытий.

«Теоретическое, эмпирическое и нормативное знание в педагогике» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Педагогическая теория неразрывно связана с другими научными дисциплинами.

В основу теоретического знания педагогики положены философские учения о воспитании и развитии человека. Любой теории философии соответствует теоретическое знание педагогики. Исходные положения педагогики, объясняющие природу человека, взяты из философских учений, которые претерпевают изменение и развиваются по мере развития общества, что в итоге приводит к изменению концепций педагогики в области обучения и воспитания и практической организации деятельности образовательных систем.

В педагогике, ее теории активно используются положения и концепции психологической науки. В частности, процессы воспитания и обучения, их стадии основываются на сензитивных периодах развития психических процессов организма.

Эмпирическое знание

Эмпирическое знание педагогики содержит информацию о различных фактах педагогической науки:

  1. Продуктивности или нецелесообразности конкретных методов обучения и воспитания.
  2. Положительных и негативных факторах, воздействующих на педагогический процесс, педагогические направления деятельности.
  3. Итогах педагогической работы, применения конкретных систем, технологий, методик воспитания.
  4. Качестве педагогической деятельности в конкретных заведениях образования.
  5. Успешном или неудачном обучении по какой-то образовательной программе, методическому пособию, учебнику.
  6. Протекании психических процессов организма в ходе обучения и воспитания.

Теоретическое и эмпирическое познание. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Теоретическое и эмпирическое познание. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Эмпирические знания отражают параметры функционирования, развития педагогической действительности.

Все эмпирические знания педагогической науки накапливаются в течение всего периода исторического развития научного педагогического знания. Их невозможно сопоставить, потому что они описываются не научным языком, точнее полунаучным, что приводит к невозможности их заложения в основы теоретической педагогики.

Исследования педагогической науки должны в своей основе содержать данные эмпирических исследований, которые отражают информацию о сущности, особенностях, закономерностях развития процессов и явлений в педагогике. Без этого, теоретическое знание теряет свою научную значимость, выступая только совокупностью рекомендаций теоретического характера или рецептов педагогической деятельности.

Нормативные знания

Определение 2

Нормативные знания педагогики – это знания о том, как необходимо действовать в конкретных педагогических ситуациях и направлениях деятельности.

Нормативные знания состоят из указаний, рекомендаций, инструкций педагогической деятельности. Также, к ним относятся и принципы организации педагогической деятельности, ее социальные нормы и юридические нормативы.

Нормативные знания ориентированы на регулирование педагогических процессов, их организацию и управление ими. Они позволяют планировать педагогическую работу, организацию процессов обучения и воспитания, вносить поправки в планы, исходя из меняющих условий социального развития и функционирования педагогической системы.

Формирование нормативных педагогических знаний является результатом выполнения педагогической наукой функции проектирования и технического исполнения педагогической деятельности.

Нормативные знания имеют социальную ориентацию. Они направлены на поддержание правопорядка в обществе, развитие культуры поведения в нем, создание благоприятной обстановки для полноценного личностного развития и безопасного существования всех его граждан.

К основным нормативным знаниям в педагогике относятся следующие:

  1. Образовательные знания – это знания о нормах формирования содержания образования.
  2. Правовые знания – это знания законов и нормативных актов, регулирующих социальные, гражданские, экономические отношения в обществе. Сюда входят знания основ гражданской ответственности, прав и свобод граждан, статей гражданского и уголовного кодекса, основ организации рыночных взаимоотношений.
  3. Нравственные знания – это знание моральных принципов и норм общественного поведения.
  4. Валеологические знания – это знания о нормах физического развития учащихся, поддержании развития здорового образа жизни.
  5. Профессиональные знания – это знание правил профессионального поведения и взаимодействия.
  6. Методологические знания – это знания способов научного исследования, поиска информации, приемов обучения.
Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 28.04.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot