Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Теория и практика обучения

Сущность и основные категории обучения

В современной педагогике устоявшаяся позиция относительно понятий образования и воспитания, заключатся в том, что:

  • обучение и воспитания являются подсистемами единого образовательного процесса;
  • обучение и воспитание являются составляющими процесса социализации;
  • обучение затрагивает интеллектуальную сторону человека, а воспитание – эмоционально-практическую;
  • обучение и воспитание – дополняющие друг друга процессы.
Замечание 1

Содержание обучения – это определенный объем информации, который может быть использован в процессе обучения.

Всю совокупность учебной информации определяет социальный заказ образовательной системы со стороны личности, общества и государства, который может приспособиться к условиям рассматриваемой образовательной системы на каждом историческом этапе.

Содержание общего образования предоставляет человеку возможность принимать участие в социальной и непрофессиональной деятельности, формируя гражданскую позицию, отношение к миру и понимание своего места в мире.

Содержание обучения предполагает выполнение следующих основных требований:

  • дидактическая обработка учебных материалов, адаптация их под условия обучения;
  • психологизация содержания обучения под которой подразумевается, что отбирая учебную информацию, необходимо учитывать ряд психологических особенностей учащихся, их возрастные особенности и уровень подготовки;
  • обеспечение связи теории и практики обучения и воспитания;
  • соответствие содержания обучения социальным целям развития человека.

В современной дидактике цель обучения формулируется целостной совокупностью нескольких задач:

  • усвоить определенный объем знаний о себе, о других людях и о природе;
  • развивать способности учеников, их мышление, логику, память, воображение, чувства, волю, а также познавательные и практические умения;
  • овладеть профессиональными знаниями по выбранной специальности, подготовить к творческой работе по своей профессии;
  • развивать культурные потребности, гражданские, нравственные, эстетические мотивации и интересы.
«Теория и практика обучения» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Раньше в качестве основной цели обучения и воспитания рассматривали подготовку специалиста, который может работать на благо государства и общества, сегодня акценты сместились на личностную самореализацию индивида. Данные изменения помогают воссоединять современное российское образование и мировую гуманистическую традицию воспитания.

Национальная специфика российской культуры и образования – особое внимание к внутреннему миру людей, их индивидуальной нравственной позиции.

Отказываться от обозначенных целей воспитания в современной России нет никаких оснований, необходимо только создать условия для их осуществления.

Носители содержания образования

Носителями содержания образования являются основополагающие педагогические документы, в которых содержится основное содержание образования и его цели.

Стандарты образования устанавливает государство, определяя таким образом обязательный минимум знаний по каждому предмету преподавания.

В них указан объем времени обучения, список изучаемых дисциплин, дидактические единицы, определяющие минимум содержания каждого из них. Перечень дисциплин подразделяют на несколько циклов: социально-гуманитарный, естественно-научный, специальный и пр.

Стандарт представляет собой исходную и наиболее стабильную часть содержания обучения, на которой основано все его содержание.

Учебные планы составляются на базе стандартов и конкретизируют их применение в реальных условиях учебного заведения. Чтобы упорядочить эту работу, обычно государством предлагается для однотипных учебных заведений типовой учебный план, на базе которого и будут разработаны собственные рабочие планы.

Учебную программу осуществляют по каждому предмету, входящему в учебный план, на основании Госстандарта по соответствующей учебной дисциплине. Основная часть программы состоит из перечня подлежащих изучению тем с указанием основных понятий, которые включают содержание каждой темы. Также программы содержат информацию о формах изучения курса и формах контроля.

Учебник содержит подробное отражение содержания образования по конкретному предмету. Его создают в соответствии со стандартом и программой по рассматриваемой дисциплине, что обычно может быть удостоверено соответствующим грифом государственного надзорного органа.

Любой вопрос теории и практики обучения относят к дидактике.

Определение 1

Дидактика – это часть педагогической науки, занимающаяся исследованием закономерностей, путей и средств обучения, воспитания и развития личности.

Современная дидактика характеризуется следующими особенностями:

  • методологическая основа системы представлена объективными закономерностями философии, доминирующим в ней является системно-структурный подход;
  • сущность обучения не может быть сведена к передаче готовых знаний или к самостоятельному преодолению трудностей. Современная дидактика стремится достичь разумного рационализма;
  • изменился подход к определению содержания обучения, изменились принципы формирования учебных планов и программ, составление учебных курсов;
  • внедрение технологизации обучения и образования. Накопленный опыт и знания позволили сделать вывод: невозможно создать универсальную систему обучения, так как необходима гибкая система отдельных технологий, которые специально создаются, чтобы решать конкретные проблемы.
Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 28.12.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot