Сущность обучения и воспитания
Обучение – это целенаправленная педагогическая деятельность по организации и стимулированию активной учебно-познавательной деятельности учеников, направленной на овладение знаниями, умениями и навыками, развитие творческих способностей и нравственных этических взглядов.
Воспитание – это целенаправленное и систематическое формирования личности с целью подготовки её к активному участию в общественной, производственной и культурной жизн Чаще всего воспитанием занимаются биологические родители ребенка, его опекуны и старшие родственники.
Обучение и воспитание – две основные, тесно взаимосвязанные составные части целостного педагогического процесса, научное изучение которого представлено предметом науки педагогики. Категории «воспитание» и «обучение» объединяются в понятие «образование». Теперь воспитание и обучения рассматриваются в качестве составляющих образовательного процесса и различаются способами и формами организации, специфики деятельности учащихся или воспитуемых, способами их приобщения к ценностям и знания, человеческому опыту и культуре.
Иными словами, можно говорить о современной дидактике и современных теориях обучения и воспитания, характер которых может быть определен в качестве традиционно-инновационных.
На сегодняшний день известна масса частных теорий обучения и несколько теорий воспитания, еще больше существует дидактических и воспитательных концепций, если в качестве концепции рассматривать формирующуюся и незавершенную общепризнанную систему взглядов, оценок и толкований.
Еще важнее формировать и последовательно излагать общую концепцию обучения и воспитания. Концепция, в данном случае, - это общий взгляд, обобщенная трактовка, интегрированный подход к той или иной сфере деятельности или области преобразований.
Они объединены общими целями, закономерности становления личности и социокультурной среды, в которой протекает ее формирование, и пониманием способов вмешательства в эти процессы, а также способов воздействия на их протекание. Именно такими общими чертами и образовано содержание ведущих ориентиров образования, или общей регулятивной схемы, которая задает стратегические ориентиры образовательной деятельности, общей концепции образования.
Любое серьезное новшество может стать жизнеспособным только в том случае, если оно основано на традициях, поэтому стоит уделить особое внимание новшествам и их распространению. Это и является одним из наиболее значимых условий осуществления образованием собственной функции опережения – работы не только на настоящее, но и на будущее, формирование человеческого капитала, общественного и государственного прогресса, культуротворчества и экономической модернизации, так называемой экономики знания.
Теориями обучения и воспитания представлено теоретическое ядро личностной педагогической концепции, которая должна быть сформирована у каждого педагога, воспитателя и профессионала, работающего в системе образования. Тем, кто изучает педагогику особенно важно понимание и чувство первостепенны положений общей концепции обучения и воспитания в качестве исходных основ, направленных на выработку собственных позиций, суждений и подходов. Материал и пищу для наблюдений, анализ и оценки могут предоставить собственный опыт ученичества, а также разнообразные источники литературы и собственные педагогические пробы и начинания.
Стандарты обучения и воспитания
Новые стандарты высшего профессионального образования обозначают общие требования в направлении педагогического образования. После изучения базовой части профессионального цикла, студент, изучивший курс, должен:
Знать:
- ценности профессиональной деятельности в образовании;
- правовые основы реализации педагогической деятельности и образования, сущность и структуру образовательной деятельности;
- направления развития мирового историко-педагогического процесса, особенности современного развития мирового образования;
- особенности социального партнерства в образовательной деятельности;
- способы профессионального саморазвития и самопознания;
- теории и технологии воспитания и обучения детей, сопровождения субъектов педагогического процесса.
Уметь:
- анализировать и выбирать концепции образования;
- применять психологическую и педагогическую диагностику, чтобы решать разнообразные профессиональные задачи;
- принимать во внимание различные особенности учащихся в процессе педагогического взаимодействия;
- проектировать образовательную деятельность, используя современные технологии, соответствующие общим и специфическим закономерностям и особенностям возрастного развития личности;
- пользоваться разнообразными ресурсами в образовательной деятельности, включая потенциал других учебных предметов;
- заниматься организацией внеучебной деятельностью учеников;
- общаться с разными субъектами педагогической деятельности без конфликтов;
- принимать участие в общественно-профессиональных дискуссиях.
Владеть навыками:
- пропаганды важности педагогической деятельности в социально-экономическом развитии стран;
- ориентации в профессиональных информационных источниках;
- психолого-педагогической поддержки и сопровождения;
- предупреждения девиантного поведения и правонарушений;
- взаимодействия с другими субъектами образовательной деятельности;
- установления контактов и поддержания взаимодействия с субъектами образовательной деятельности в поликультурной образовательной среде.
Будущий педагог должен обрести собственное педагогическое «кредо», обладать собственными ориентирами в постоянном поиске лучших в конкретных условиях, то есть оптимальных в рассматриваемой ситуации, или, во всяком случае, адекватных педагогических решений.
Для этого студенту необходимо разобраться в сущности современных теорий обучения и воспитания и понять основные способы их воплощения в педагогической деятельности.
Молодое поколение педагогов должно быть воспитано в рамках нового российского образования, соответствующего реалиям современного социокультурного и информационного пространства.