Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Теория и методика обучения и воспитания в области дошкольного образования

Понятие обучения и воспитания

Определение 1

Обучение – это средство передачи знаний и социального опыта, превращение их в достояние личности, подготовка нового поколения к выполнению основных социальных функций.

Процессы обучения и воспитания представляют собой целенаправленную и организованную деятельность, направленную на:

  • формирование знаний, умений и навыков;
  • привитие моральных и нравственных ценностей и развитие личностных качеств.

Выстраивается данный процесс на основании дидактических принципов, имеет четкую программу и структуру и протекает в специально созданных условиях и в определенных формах организации, предполагает использование специальных приемов и методов.

При анализе всех попыток разработки системы дидактических принципов обучения, можно выделить следующие основополагающие, общепризнанные его принципы:

  • наглядность;
  • самостоятельность и активность;
  • систематичность и последовательность;
  • учет возраста и индивидуальных особенностей детей;
  • прочность усвоения информации.

На протяжении всего дошкольного возраста ребенку необходимо усваивать большой объем информации – знания, умения и навыки.

Воспитатели и педагоги в системе дошкольного образования должны знать, что их основная задача – не принуждать детей к освоению навыков обучения, а создавать благоприятные условия, чтобы развивались их способности и таланты.

Основная особенность познавательной деятельности дошкольников – ее наглядно-действенный и наглядно-образный характер. В связи с этим знания дошкольников существуют в формате представлений и образов, которые отражают познанные предметы и явления, отдельные их особенности, действия ребенка с ними. Из-за этого знания ребенка могут быть фрагментарными, неполными, отрывочными, слабо обобщенными, не связанными между собой.

Знания, умения и навыки представляют собой проявления целенаправленной деятельности, действий и конструктивного переосмысления реальности. У человека, как и многих других живых существ не каждое действие осмысленное, целенаправленное и конструктивное.

«Теория и методика обучения и воспитания в области дошкольного образования» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Знания представляют собой систему понятий, касающихся предметов и явлений, которые были усвоены в результате восприятия, аналитико-синтетического мышления, запоминания и практической деятельности.

Определение 2

Умение – это способность ребенка продуктивно и качественно выполнить работу в соответствующее время и в новых условиях.

Определение 3

Привычка – это действие, выполнение которого происходит автоматически; сложившийся способ поведения, осуществление которого в определённой ситуации приобретает для человека характер потребности. Привычкой могут выступать отдельные слова или движения, фразы и действия, манера поведения и даже сложные и длительные типы деятельности.

Масса бытовых и трудовых привычек формируется в детском возрасте, во время воспитания и накопления жизненного опыта, например, поведение во время приема пищи, чистота и аккуратность в одежде и помещении, привычка к производительному труду или к художественному или техническому творчеству и изобретательству.

Методы обучения и воспитания

Определение 4

Методы воспитания – это научно-обоснованные способы педагогически целесообразного воздействия на воспитанника, помогающего ему организовывать жизнь, деятельность, отношения и регулирующего его поведение.

Определение 5

Методы обучения – это способы взаимосвязанной деятельности педагога с воспитанниками, во время которой происходит усвоение умений, навыков и знаний детьми.

В каждом методе есть внутренняя и внешняя сторона. С одной стороны, лежат психические познавательные процессы, являющиеся базой способов действия, а с другой – система способов действия и ребенка.

Каждый метод представлен совокупностью приемов, необходимых, чтобы решать дидактические задачи.

Выделяют следующие методы и приемы воспитания:

  • метод формирования сознания личности состоит из приемов рассказа, разъяснения, объяснения, беседы, анализа ситуации, увещевания и пр.;
  • метод организации жизнедеятельности и поведения воспитанников – включает приемы поручения, упражнения, создания воспитывающих ситуаций, педагогических требований и пр.;
  • метод стимулирования деятельности и поведения состоит из приемов требования, соревнования, поощрения, наказания, метода естественных последствий и пр.;
  • методы контроля включают приемы педагогического наблюдения, беседы, педагогического консилиума, опроса, анализа результатов деятельности воспитанников и пр.

Выбор метода обучения непосредственно зависит от цели и содержания планируемого занятия.

К наглядным методам относят:

  • наблюдение – умение рассматривать явления окружающего мира, выделять в них основные, отмечать произошедшие изменения, выяснять причину этих изменений и делать выводы;
  • демонстрация – предоставляет ребенку наглядный образ знакомого или незнакомого для него предмета.

Практические методы:

  • упражнение – многократное повторение умственных и практических действий заданного содержания;
  • опыт и эксперимент – помогают приобрести знания, касающиеся определенного предмета;
  • моделирование – один из наглядно-практических методов.

Игровые методы и приемы:

  • дидактические игры – помогают совершенствовать и закреплять знания, усваивать новые знания и умения разного содержания;
  • воображаемая ситуация в развернутом виде – необходимо, чтобы усвоить определенный объем знаний.

Словесные методы:

  • рассказ педагога необходим для изучения учебного материала;
  • беседа нужна, если у детей уже есть определенный набор знаний о предмете;
  • чтение литературы является источников знаний об окружающей действительности, воспитывает чувства и развивает мышление, воображение и память.

Обычно на одном занятии используют целый комплекс приемов.

Воспитателю необходимо не только продумать общий план занятия, но и тщательно наметить приемы обучения, точно и кратко формулировать и сочетать отдельные приемы в единую гармоничную систему.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 25.03.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot