Понятие содержания обучения
Содержание образования — это педагогическая адаптация системы знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности и эмоционального отношения к миру, усвоение которого обеспечивает развитие личности.
Конкретное содержание образования зависит, прежде всего, от контингента учащихся: младшие школьники или старшеклассники, дошкольники или студенты. Цели, а потом и содержание образования в каждом случае специфичны. И если контингент уже известен, то уже в зависимости от цели определяется конкретное содержание образования и обучения.
Из содержания образования вытекает содержание обучения. Содержание образования имеет разные функции для ученика и для преподавателя. Для учащихся оно выполняет информационно-коммуникативную функцию. Это значит, что именно из содержания образования и обучения они черпают новую информацию о явлениях и предметах окружающего мира, о развитии материального и идеального мира, принципах, понятиях и законах науки и т.д. В процессе усвоения и освоения содержания образования учащиеся овладевают формами и способами взаимодействия, способами общения и коммуникативной культурой.
Для преподавателя характерна предметно-инструментарная функция содержания образования. Для него содержание — это средство прежде всего умственного воспитания и развития учащихся, формирования у них ценностного отношения к миру, выработки интеллектуальных и практических навыков, управления познавательной деятельностью учащихся. Посредством содержания (т.е. «инструмента») преподаватель приводит в систему предыдущие знания учащихся, из хаотического нагромождения слепков, копий и фрагментов познаваемого мира он организует систему о нем.
Теории содержания обучения
Что же из себя представляет содержание образования и обучения? На обыденном уровне как будто все ясно: это то, чему учат. А чему же учат, или, поточнее, нужно учить? Какой учебный материал нужно включить в содержание образования? Чем, какими принципами и другими начальными положениями нужно руководствоваться при отборе этого материала? Педагоги прошлых времен в решении данного вопроса шли от здравого смысла: один материал пригодится в жизни, другой — понадобится, третий и вовсе необходим. С данной позиции выдвигались теории формального и материального образования. В истории педагогики они отлично известны. Сторонники формального образования Д. Локк (Англия), И.Г. Песталоцци (Швейцария), И. Кант (Пруссия) считали: у учащихся нужно развивать познавательные способности: мышление, умение анализировать, память и т.д., так как источником познаний считается ум. После школы утончённый разум несомненно поможет ее выпускнику отыскать разумное решение вопросов, появляющихся в жизни. В содержание образования включаются надлежащие учебные предметы для становления разума.
Концепция эмпиризма лежит в основе доктрины материального образования (Г. Спенсер и др.). Его суть — учить детей нужным знаниям, имеющим практическое приложение. Ограниченность двух раздельно взятых доктрин очевидна. Характеризуя содержание образования, надлежит учесть положительные стороны и той, и другой теории.
Д. Дьюи (1859-1952), американский философ и педагог, создатель прагматической (от греч. pragma— дело, действие) педагогики в основу образования положил идею полезных познаний и становления практического опыта учащихся.
Характеризуя содержание образования, русские педагоги исходили, прежде всего, из задач коммунистического обучения молодых людей и при этом оперировали марксистско-ленинским учением об образовании, а также документами коммунистической партии. Содержание образования подкреплялось идеей классификации наук по Ф. Энгельсу: науки о неживой и живой природе, обществе и мышлении. Утверждалась идея о преимуществе содержания образования в русской школе по сравнению со школой буржуазной.
Совместно с тем бессчетные реформы образования в Советской стране, проводившиеся в 1959—1984 гг., введение всеобщего обязательного среднего образования побудили преподавателей направить интерес и на содержание образования. Формировались комиссии по пересмотру содержания образования на муниципальном уровне. Энтузиазм к содержанию образования особенно оживился с 1988 г. в связи с Всесоюзным съездом учителей и так называемым «новым мышлением».
Исследованием содержания образования занимались многие ученые педагоги и психологи: И.Я. Лернер, В.В. Краевский, М.Н. Скаткин, Л.В.Занков, Д.Б, Эльконин, М.А.Данилов, B.C. Леднев, И.П.Волков, Ю.К. Бабанский, создатели авторских школ. Они исходили из того, что основное социальное назначение (функция) образования — это передача опыта, накопленного предшествующими поколениями людей. А опыт, говоря коротко, это деятельность, воплощенная в знаниях, умениях, творчестве, и отношение к миру. Такого же мнения придерживаются B.C. Леднев и Ю.К. Бабанский. «Содержание образования— это часть общечеловеческой культуры, предъявляемая индивиду для усвоения, отобранная и структурированная таким образом, чтобы ее усвоение направляло и детерминировало развитие личности соответственно целям направляло и детерминировало развитие личности соответственно целям воспитания».
Что же представляет собой социальный опыт, или культура? Проделав анализ элементов культуры с педагогической точки зрения, И.Я. Лернер утверждал, что культура — это прежде всего, совокупность процессов материальной и духовной деятельности, выработанных человечеством, которая может быть усвоена личностью и стать ее достоянием. И далее эту мысль он расшифровал так:
«…под содержанием образования следует понимать: 1) систему знаний о природе, обществе, мышлении, технике, способах деятельности…; 2) систему общих интеллектуальных и практических навыков и умений, являющихся основой множества конкретных деятельностей…; 3) опыт творческой деятельности, …обеспечивающий способность к дальнейшему развитию …культуры; 4) опыт эмоционально-волевого отношения к миру, друг к другу», являющийся условием формирования у личности системы ценностей.
При определении содержания общего образования B.C. Леднев уделяет особое внимание видам деятельности. При классификации последних он берет за основу идею философа М.С. Кагана, причем добавляет еще один вид: физическую культуру. Если сопоставить классификацию деятельности, предложенную философом, с опытом личности в педагогическом смысле, по B.C. Ледневу, то получится такое соотношение: если взять виды деятельности и соответствующий им опыт личности, то с ними пересекаются, как справедливо отмечает B.C. Леднев, опыт предметной (общее и специальное образование), теоретической и практической деятельности (знания и умения) и опыт, дифференцируемый по творческому признаку (репродуктивная и творческая деятельность). И получается, что опыт личности включает четыре группы пересекающихся компонентов. В соответствии с ними и определяется содержание общего и специального образования.
Источники содержания образования
Откуда же берется содержание образования? Каковы его источники? Их несколько. И.Я. Лернер и М.Н. Скаткин к ним относят культуру, виды деятельности, логику развертывания всякой деятельности, средства и организационные формы обучения. Итоги познавательной деятельности сосредоточены в науке. Значит, в частности, она составляет важный источник содержания образования. Однако общечеловеческая культура, в том числе и наука, не могут быть представлены в полном объеме в содержании всеобщего образования. Для исследования даже части культуры не хватило бы всей жизни человека. Имеется факторы, которые воздействуют и на размер, и на характер отбираемого содержания. Те же эксперты-дидакты в числе таких факторов указывают:
- потребности и цели общества;
- законы и закономерности учебной деятельности;
- интеллектуальные способности самих учащихся, так сказать, пропускную способность воспринимающих систем воспитанника;
- в определенном процессе обучения таким фактором непременно выступает и сам преподаватель.