Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Требования к содержанию образования

Понятие содержания образования

Содержание образования – это ответ на вопрос: «Чему учить?».

У В.П.Тихомирова есть высказывание, которое помогает понять, что такое содержание образования и где его место в современной образовательной структуре:

Цитата

«Содержание образования – это король, а технологии образования – это Бог».

Традиционное определение, принятое в педагогике звучит следующим образом.

Определение

Содержание образования - педагогически адаптированная система научных знаний, практических умений и навыков, которыми необходимо овладеть обучающимся, ориентированная на реализацию образовательных функций.

В таком определении заключается знаниево-ориентированный подход к содержанию образования. Здесь в центре внимания находятся знания, определяемые как социальные ценности, накопленные в процессе исторического развития человечества. При таком подходе, знания приоритетны перед формированием творческой, самостоятельно мыслящей личности.

На сегодняшний день все более утверждается личностно-ориентированный подход к определению сущности содержания образования. Ориентируясь на это определение, учащиеся должны в результате обучения не только овладеть определенными знаниями, но и сформировать ценностно-значимые запросы и намерения. Приобрести такие личностные качества, как ответственность за свои деяния и бездействие, за судьбу общества и своей страны, нетерпимость к несправедливости и бездушию, толерантность. Содержание образования при таком подходе - это адаптированный и структурный социальный опыт, состоящий из четырех важных частей:

  • познавательной деятельности и ее результатов в виде знаний;
  • осуществления известных способов деятельности (умение действовать по образцу;
  • творческой деятельности (умение принимать нестандартные решения в проблемных ситуациях);
  • осуществления эмоционально-ценностных отношений (личностные ориентации).

Следует отметить, что все части содержания образования взаимосвязаны и взаимообусловлены. Именно в этом состоит успех образования, достижение им основных целей: обучения, воспитания и развития.

Схематично структура содержания образования представлена на рисунке 1.

Требования к содержанию образования

Рис.1

Закон «Об образовании в РФ» в части содержания образования

Содержание образования регламентируется законом «Об образовании в Российской Федерации. Именно оно обеспечивает экономическое и социальное развитие общества. От содержания образования зависит не только развитие общества в целом, но и развитие личности, как части этого общества. Как следствие рост уровня развития государства.

Содержание образования должно отвечать мировому уровню культуры.

В процессе обучения у человека должна складываться полноценная картина мира, соответствующая пройденному этапу обучения. На каждом уровне это представление о мире будет свое, но оно должно дополняться и расширяться новыми знаниями на последующих этапах.

Содержание образовательного процесса должно быть таким, чтобы личность максимально могла интегрироваться в национальную и мировую культуру. Цель образования побудить человека совершенствовать себя и общество, в котором он живет. Формирование духовно-нравственной составляющей человеческого индивида так же является задачей образования и находит отражение в его содержательной части.

Наше общество и государство нацелено на экономическое развитие, а соответственно требуются высококвалифицированные кадры, которые смогут обеспечить экономический рост государства. Именно на формирование такого кадрового состава ориентируется образование. Главная цель профессионального образования не зависимо от уровня – обеспечение возможности получения учащимися профессиональных навыков и соответствующей квалификации.

Содержательная часть образования должна развивать морально-нравственные качества человека: взаимопонимание, стремление к сотрудничеству между людьми и народами различных рас, национальностей, этносов, религий и социального статуса. Содержание образование не должно ограничивать человека в своде выбора и мнений.

Роль образовательных программ в определении содержания образования

В образовательных учреждениях содержание образования определяется образовательной программой. Программа утверждается и реализуется этим образовательным учреждением самостоятельно. Основой конкретных образовательных программ являются соответствующие примерные основные образовательные программы.

При отборе содержания образования, для избегания ошибок и перегибов стандартом образования предусмотрено:

  • определение ядра образования, обязательного для всех образовательных учреждений определенного типа;
  • усиление значимости гуманитарного содержания образования;
  • сохранение внимания к естественно-математическим дисциплинам;
  • развитие – цель образования;
  • ориентированность содержания образования на общечеловеческие ценности и нормы.

Особая роль в последнее время отводится слиянию (конвергенции) различных дисциплин в образовательном процессе и в содержании образования. Должен быть найден здоровый баланс между различными учебными дисциплинами. В последнее время в современном образовании делался упор на изучение гуманитарных наук, при этом очень сильно пострадал уровень знаний в области математики и естественных наук.

Требования к содержанию образования

Требования к содержанию образования

Формирование содержания образования в соответствии с вышеизложенной теорией должно удовлетворять следующим критериям:

  • соответствие социальному общественному заказу;
  • соответствие потребностям обучаемых;
  • соответствие критериям отбора.
Дата последнего обновления статьи: 28.01.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot