Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Образовательные стандарты и образовательные программы

Содержание образования

Определение 1

Содержание образования – это совокупность научных знаний, этических принципов, идей и воззрений, опыта жизнедеятельности поколений, умений и навыков, которыми необходимо овладеть индивиду в процессе познавательной деятельности.

В содержании образования отражается опыт поколений. Оно выступает связью между поколениями и отражает все хорошее и плохое, положительные и отрицательные свойства действительности, присущее конкретному этапу исторического развития общества.

Содержание образования формируется, исходя из конкретного этапа развития общества, его социально-экономического развития, потребностей. Поэтому, содержание образования отражает социальный заказ т.е. совокупность требований общества к образовательной сфере.

Прогресс общества, его развитие определяется содержанием образования. В этой связи, оно должно быть направлено на решение следующих проблем:

  1. Создание условий для саморазвития, самореализации, самовыражения и самоутверждения личности.
  2. Развитие и совершенствование социально-экономического пространства страны.
  3. Закрепление и поддержание в стране правовых основ.
  4. Создание условий для развития культурных граждан, имеющих высокий уровень профессионального мастерства и, способных конкурировать на мировом рынке труда.
  5. Внедрение личности в мировое пространство: мировую культуру, экономику, политику.
  6. Глобализации национальных культур.
  7. Формированию нового гражданина, ориентированного на реализацию общественно значимой и полезной деятельности, принесение социуму пользы.
  8. Воспроизводство и развитие кадрового потенциала социума.

Содержание образования основывается на реализации каждым образовательным заведением образовательной программы. Она проектируется и утверждается каждым образовательным заведением самостоятельно, с учетом требований федеральных образовательных стандартов.

«Образовательные стандарты и образовательные программы» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
Определение 2

Образовательная программа – это совокупность знаний, навыков, эстетических норм, нравственных принципов, ценностей, навыков и умений, которые должны быть освоены учащимися на конкретном уровне обучения и по определенному направлению деятельности.

Образовательные программы подразделяются на следующие типы:

  1. Общеобразовательные программы. Они отражают содержание обучения в дошкольных образовательных учреждениях и школах. Содержание данных программ ориентировано на личностное развитие учащихся, их социализацию, формирование нравственных ориентиров деятельности и освоение общей культуры поведения. Такие программы готовят учащихся к дальнейшему выбору профессионального обучения.
  2. Программы специального образования. Сюда входят программы коррекционного обучения, ориентированные на полноценное обучение детей с ограниченными возможностями и особенностями развития. Содержание таких программ ориентировано не только на освоение системы знаний и навыков, но и на коррекцию, имеющихся отклонений.
  3. Программы профессионального образования. Они включают в себя начальное, среднее, высшее и послевузовское профессиональное обучение и ориентированы на освоение системы знаний и навыков, необходимых в определенном направлении профессиональной деятельности, подготовку специалистов определенной квалификации и повышение и квалификационного уровня сотрудников.
  4. Программы дополнительного образования. Они содержат совокупность знаний и навыков, не входящих в обязательные общеобразовательные программы и, отражают возможность получения определенных умений в какой-то области деятельности: спортивная деятельность, художественное творчество, музыка, театральное искусство и др. такие программы реализуются системой дополнительного образования: используются в кружках, спортивных секциях, клубах.

Содержание каждой программы, как уже было отмечено, разрабатывается образовательным заведением самостоятельно, но ее обязательный минимум устанавливается государственными стандартами образования.

Структура государственного образовательного стандарта

Определение 3

Федеральный образовательный государственный стандарт (ФГОС) –это совокупность обязательных требований, предъявляемых к конкретному уровню образования и проектирования образовательных программ и к условиям их реализации.

Федеральный образовательный государственный стандарт. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Федеральный образовательный государственный стандарт. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

По своей структуре, ФГОС состоит из следующих компонентов:

  1. Федеральный компонент. Он отражает требования, которые обязательны для всех образовательных заведений, находящихся на территории РФ. В него входит минимум содержания образовательных программ любого типа и уровня, нормативы распределения учебного времени и максимально возможный объем учебной нагрузки на каждом этапе обучения, а также условия реализации обучения и требования к его итогам т.е. минимальный объем знаний и навыков, которым должны владеть учащиеся по завершению определенного этапа обучения. Федеральный компонент стандарта формируется на уровне федерации т.е. правительством РФ и иными федеральными органами власти, имеющими соответствующие полномочия.

    Федеральный образовательный государственный стандарт. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

    Рисунок 2. Федеральный образовательный государственный стандарт. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

  2. Региональный компонент. Он отражает требования, которые необходимо выполнять учреждениям образования конкретного региона, субъекта федерации. Это необходимо для того, чтобы построить систему образования с учетом национальной специфики, традиций и особенностей народа, проживающего на той или иной территории РФ. Например, содержание образовательных программ может включать обязательное изучение языка народа конкретного субъекта, его традиции, культурные ценности. Исходя из специфики региона, стандарт может выдвигать требования к кадровому составу образовательного учреждения, к распределению учебной нагрузки и т.д.

  3. Локальный компонент. Он отражает требования, предъявляемые к построении образовательной программы и реализации обучения в конкретном учебном заведении, исходя из потребностей учащихся, интересов их родителей, наличия финансового и материально-технического снабжения. Это позволяет реализовать обучение более продуктивно, поскольку содержание образовательной программы будет отражать возможности и потребности конкретного контингента учащихся, квалификацию педагогического состава, ресурсные возможности учреждения.

Каждый стандарт включает в себя требования по подготовке учащихся, требования к содержанию образовательной программы, срокам ее реализации, условиям, ресурсному обеспечению, квалификации педагогов, срокам освоения конкретной темы, курса, специальности, к уровню подготовки абитуриента и выпускника того или иного учебного учреждения, к анализу и оценке освоения курса, проведения итоговой аттестации.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 22.08.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot