Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Структура и содержание проблемного обучения

Сущность проблемного обучения и проблемной ситуации

Определение 1

Проблемная ситуация – это состояние затруднения в ходе решения некой интеллектуальной задачи, в процессе разрешения которой приобретаются новые знания, формируются новые умения и навыки

В психолого-педагогической литературе проблемное обучение рассматривается в качестве формы активного обучения, основанного на психологических закономерностях, в котором ученики систематически включены в процесс решения проблем и проблемных задач, выстраиваемых на содержании программного материала, а также в качестве типа развивающего обучения, сочетающего в себе систематическую самостоятельную поисковую деятельность учеников и усвоение ими готовых знаний.

Каждым определением раскрывается одна из сторон проблемного обучения. Но каждое определение подчеркивает основные признаки, лежащие в основе моделирования уроков в режиме технологии проблемного обучения. Это:

  • создание проблемной ситуации;
  • обучение учеников в ходе решения проблемы;
  • сочетание поисковой деятельности и усвоение знаний в готовом виде.

Структурными элементами проблемного обучения являются следующие действия:

  • актуализировать изученный материал;
  • создать проблемную ситуацию;
  • сформулировать учебную проблему;
  • сформулировать проблемную задачу;
  • осуществить умственный поиск и решить проблему;
  • проверить решение проблемы и повторить все шаги.

Проблемная ситуация представляет собой затруднение, осознанное субъектом и предполагающее поиск путей преодоления его через поиск новых знаний и новых способов действий. Проблемная ситуация выступает источником мышления, но из этого не следует, что любое психологическое затруднение обязательно побуждает мышление. Чтобы проблемная ситуация превратилась в источник мышления, субъект должен принять ее к решению. Это может быть осуществлено только если у субъекта есть достаточный объем исходных знаний, соответствующих предметному содержанию ситуации.

«Структура и содержание проблемного обучения» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Также проблемная ситуация может возникнуть в следующих условиях:

  • если ученики встретились с необходимостью использования ранее усвоенных знаний в новых практических условиях;
  • если возникли противоречия между теоретически возможным путем решения и его практической неосуществимостью либо противоречия между практически доступным результатом и отсутствием знаний для его теоретического обоснования;
  • если ученик не знает способов решения поставленной задачи, не может объяснить новый факт в учебной жизненной ситуации, то есть понимает, что у него недостаточно знаний для этих объяснений. В таком случае проблемная ситуация становится учебной проблемой.

Учебная проблема – это проблемная ситуация, которую субъект принял к решению на основании имеющихся у него средств. Обычно учебная проблема выражена вопросом. К признакам учебной проблемы относят:

  • наличие проблемной ситуации,
  • готовность субъекта искать решение,
  • возможность поиска неоднозначного решения.

Проблемная задача является учебной проблемой, которая решается в заданных условиях и параметрах. Любая проблемная задача только тогда несет в себе пользу, когда у учащихся еще нет ответа на поставленный вопрос, но есть достаточный объем знаний, чтобы его найти.

Любая учебная проблемная ситуация и проблемная задача представляют собой искусственную дидактическую конструкцию, так как их специально выстраивают в учебных целях.

Постановка проблемной ситуации и создание условий для перехода проблемной ситуации в учебную проблему, а также построение проблемных задач – это только начальный этап в проблемном обучении. Далее учащиеся под контролем учителя должны самостоятельно выполнить ряд следующих творческих мыслительных операций:

  • выдвижение возможных вариантов решения познавательных проблем, высказывание гипотезы;
  • теоретическая или практическая проверка гипотезы;
  • формулирование познавательного вывода.

Ограничения использования проблемного обучения

Система проблемного обучения обладает некоторыми ограничениями, ее нельзя считать универсальной.

  • во-первых, проблемное обучение может быть применено не на всяком материале, а только на том, которым допускаются неоднозначные и иногда альтернативные подходы, оценки и толкования;
  • во-вторых, оно имеет смысл только при изучении материала высокого уровня значимости, так как акцентировать внимание через использование проблемных методов на второстепенном материале может нанести больше вреда, чем пользы, так как главная информация оказывается на втором месте и может быть совсем упущена, а второстепенная будет усваиваться. Кроме этого, это нерациональная растрата времени;
  • в-третьих, проблемное обучение приемлемо и оправдано только в том случае, когда у учеников есть необходимый исходный объем знаний и умений, некоторый опыт в области изучения, иначе методика не попадет в зону ближайшего развития, в действительно проблемную для человека зону, в которой могут происходить сдвиги в развитии;
  • в-четвертых, жесткими ограничениями накладывается лимит на длительность уроков, а проблемное обучение, особенно с использованием исследовательских методик, требуя существенно большего объема времени в сравнении с иными типами обучения.

Также необходимо иметь в виду, что сама проблематика формирования творческой личности может решаться не только в самом проблемном обучении, но и на основании непосредственного воздействия творческого руководителя, межличностных контактов, состязания и игры, фантазирования и импровизации, в которых проблемность тесно связана с релаксацией, образностью, погружением в мир новых для человека отношений и рядом других факторов.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 29.12.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot