Понятия преподавания и учения
Основными категориями дидактики являются:
- обучение,
- преподавание,
- учение.
Обучение - это способ организации образовательного процесса.
Процесс обучения в своей основе имеет взаимосвязь преподавания и учения. Синонимом формулировке «процесс обучения» используется понятие «учебный процесс». Учебный процесс – это совместная деятельность педагога и учеников. В ходе такой деятельности педагог нацеливает, информирует, организует и стимулирует деятельность учеников. Параллельно с этим учитель корректирует и проверяет работу учеников. Задача обучаемого овладеть содержанием, видами деятельности, умениями и навыками.
Процесс обучения двусторонний, он содержит в своей структуре два элемента (Рис.1):
- деятельность преподавателя (преподавание),
- деятельность учащегося (учение).
Рис. 1
Преподавание подразумевает деятельность учителя, включающую передачу обучаемым информации, организацию учебно-познавательной деятельности, стимулирование интереса к познанию, самостоятельности, и оценку учебных достижений.
Учение – это деятельность, включающая освоение, закрепление и применение освоенных знаний, умений и навыков.
В процессе учения происходит осознание личностного смысла, социального значения культурных ценностей и человеческого опыта.
Обучение – это целенаправленный, социальный и индивидуальный, педагогически организованный процесс развития личности, который базируется на овладении системой научных знаний и способами деятельности, человеческой культурой.
Преподавание и учение взаимосвязаны. Учение начинается еще до рождения и непрерывно продолжается до смерти. Учение предполагает изменения в поведении или способность применить эти изменения в будущем. Преподавание и учение - составляющие процесса обучения.
Преподавание
Процесс обучения протекает под руководством педагога. Он управляет активной и сознательной познавательной деятельностью учащихся. Педагог ставит перед учениками задачи, постепенно усложняя их и обеспечивая движение мысли учеников в познании. Преподаватель создает требуемые условия для успешного учения:
- определяет содержание в соответствии с поставленными целями;
- применяет различные формы организации обучения;
- использует многообразие методов, за счет которых содержание становится достоянием обучаемых.
Управление процессом обучения проходит определенные этапы в соответствии со структурой педагогического процесса:
- планирование,
- организация,
- регулирование (стимулирование),
- контроль,
- оценка,
- анализ результатов.
Этап планирования завершается составлением различных планов. Организация деятельности учащихся подразумевает постановку учебных задач и создание благоприятных условий для их реализации. При этом используются определенные приемы: инструктаж, распределение функций, создание алгоритма и другие. В современной дидактике прописаны правила постановки познавательных задач:
- познавательная задача должна вытекать из предметного содержания для сохранения системы знаний и научной логики;
- необходимо учитывать актуальный уровень развития и подготовки учащихся для создания реальных условий для выполнения задач;
- задача должна содержать информацию, которая требуется для развития ума, воображения и творческих процессов;
- для учащихся необходимо создать положительную мотивацию к обучению;
- необходимо научить учащихся решать задачи, обучить их способам решения.
Преподавание предполагает регулирование и получение информации о ходе научения учащихся и степени эффективности приемов и методов обучения. Регулирование и корригирование процесса обучения с использованием средств стимулирования обеспечивается подбадриванием, воодушевлением и использованием системы отметок.
Завершающим этапом обучения является анализ результатов решения педагогической задачи. Анализ позволяет выявить причины недостатков в обучении и основания успехов, наметить пути дальнейшего педагогического взаимодействия в процессе обучения.
Учение
Учение также имеет свою структуру, закономерности развития и функционирования. Возможность реализации учения обусловлена способностью человека регулировать свои действия в зависимости от поставленной цели. Цель учения заключается в познании, сборе и переработке информации об окружающем мире, выражающейся в знаниях, умениях и навыках, системе отношений и общем развитии.
Важным компонентом учения являются мотивы. Мотивы учения - это побуждения, которыми ученик руководствуется, осуществляя учебные действия или учебную деятельность в целом. Мотивы двигают ученика к овладению определенными знаниями и умениями. К учению школьника ряд различных мотивов, взаимодействующих друг с другом.
Все мотивы учения можно представить тремя группами:
- непосредственно-побуждающие мотивы, которые основаны на положительных или отрицательных эмоциях;
- перспективно-побуждающие мотивы, которые основаны на понимании важности знаний в общем и в частности учебных дисциплин;
- интеллектуально-побуждающие мотивы, которые основаны на получении удовлетворения от реализации процесса познания.
Следующий компонент учения - учебные действия, которые совершаются в соответствии с целью. Они могут быть внешними и внутренними. К внешним относятся:
- предметные действия (письмо, рисование, постановка опытов и т.п.),
- перцептивные действия (слушание, рассматривание, наблюдение, осязание и т.п.),
- символические действия, связанные с использованием речи.
К внутренним учебным действиям можно отнести:
- мнемические действия (запоминание материала, его упорядочивание и организация),
- действия воображения (имерджентные),
- действия мышления (интеллектуальные).
Важным структурным компонентом учения является контроль, оценка и анализ результатов. Самоконтроль, самооценка и самоанализ, осуществляющиеся учениками в процессе обучения формируются на основе наблюдения педагога. Формированию их способствует привлечение учащихся к наблюдению деятельности окружающих, организация взаимоконтроля, взаимооценки и взаимоанализа результатов деятельности по определенным критериям.