Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Моделирование процесса обучения

Системное описание процесса обучения

Под понятием «система» в современной науке подразумевают нечто целое, что было раздроблено на элементы, которые продолжают взаимодействовать между собой. Под «обучением» понимают управляемый процесс, в результате которого поэтапно достигается некая цель обучения, в ходе этого процесса система переходит из имеющегося состояния в цельное состояние.

Замечание 1

В процессе обучения учитель - это управляющая подсистема, а ученик - управляемая подсистема. Эти две подсистемы находятся в постоянном взаимодействии в ходе процесса обучения.

Целью системы обучения является формирование личностных качеств ученика, в ходе его у ученика должны появиться новые знания по предмету. Под развитием в данной системе понимается переход от обучения под воздействие педагога к самообучению. Когда у ученика сформирована способность к самообучению, считается, что ученик может покинуть систему.

Под понятием «моделирование» понимается метод исследования объектов на основе их моделей. Система (модель) обучения состоит из:

  • условий
  • обучения
  • результата

Само обучение включает в себя:

  • модель учения,
  • модель эмоционально-интеллектуального взаимодействия,
  • модель преподавания

Под «учением» в данном концепте понимают деятельность ученика, которая определяется деятельностью педагога. Эта деятельность в свою очередь подчиняется основным целям образования: усвоению знаний, формированию умений, навыков, форм поведения и так далее.

Педагогическая деятельность рефлексирует отношения «преподавание-учение». Она имеет место быть в том случае, когда познавательная деятельность следует определенному плану, который необходим для достижения целей обучения.

Модель эмоционально-интеллектуального взаимодействия педагога и ученика

Процесс эмоционального и интеллектуального взаимодействия, который осуществляется педагогом и учеником называется моделью обучения.

Каждый элемент этой модели обладает рядом характеристик, а именно:

«Моделирование процесса обучения» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
  • активностью
  • осознанностью
  • целеустремленностью
  • инициативностью
  • ответственностью
  • самоорганизацией

Общение и сотрудничество между педагогом и учеником основано на эмоционально-интеллектуальной составляющей. Несмотря на это, в подобном взаимодействии нельзя исключать элементы противостояния и конфликта.

Модель эмоционально-интеллектуального взаимодействия педагога и ученика принято рассматривать с точки зрения теории рефлексивного управления.

Структура этой модели состоит из трех составляющих:

  • перцептивная
  • интерактивная
  • коммуникативная

Перцептивная составляющая подразумевает восприятие и понимание участников образовательного процесса друг друга.

Интерактивная составляющая подразумевает эмоционально-интеллектуальное взаимодействие педагога и ученика, их совместную работу и достижение целей.

Коммуникативная составляющая подразумевает специфику передачи и приема информации членами процесса обучения.

В процессе реализации этой модели часто возникают неверное интерпретирование ситуации. Например, педагог чаще снисходителен к «сильному» ученику нежели к «слабому».

Неверной является модель поведения педагога, который строит свои взаимоотношения с учеником на основе мнения других преподавателей. Так же ошибочно строить дальнейшие взаимоотношения на основе первого впечатления об ученике, то есть досочно часто первое впечатление оказывает на педагога сильное влияние, и он в дальнейшем выстраивает отношения с учеником на его основе.

Статистика и динамика модели учения

Учебная деятельность может быть рассмотрена с двух позиций:

  • в статике
  • в динамике

В статичной модели деятельности предшествует осознание необходимости деятельности. Иными словами, зачем человеку получать образование. Эту модель представляют следующим образом:

  • система мотивов (верхний уровень»)
  • система дидактических целей, процесс, условия и средства деятельности (средний уровень)
  • результат (низший (третий) уровень)

Система мотивов представлена убеждениями, ценностями, интересами учащегося.

Система дидактических целей подразумевает овладение знаниями, умениями, навыками.

Процесс подразумевает непосредственно конкретные вид деятельности.

Условия и средства делятся на две основные группы:

  • субъективные
  • объективные

К субъективные условиям и средствам относятся обученность, здоровье, психическое развитие. К объективным условиям и средствам относятся информационные источники, педагог, ТСО и др.

Под результатом понимают получение учеником опыта, который в дальнейшем влияет на поведение и мировоззрение учащегося.

Динамическая составляющая модели обучения представлена следующим образом: на вершине модели находятся система мотивов, условий и средства.

Затем учащийся принимает требования педагога, ставит собственные цели учения, затем выбирает значимые условия и средства, разрабатывает программу конкретных действий.

Затем начинается этап реализации программы, затем выполняется контроль результатов действий, оценивается результат выполненных, происходит принятие норм, эталонов, критериев оценок. При необходимости предпринимаются действия в отношении коррекции действий.

Особенности модели преподавания

В процессе преподавания перед педагогом стоит задача сформировать у ученика полезного дисциплинарного знания. Под понятием полезное дисциплинарное знание понимается некое знание, которое будет связано с другими знаниями в контексте этой дисциплины или других дисциплин, или в контексте действительности вообще.

Деятельность педагога представлена с двух сторон: с одной стороны она заключается в моделировании дисциплинарного содержания образования, с другой – в моделировании учебной деятельности учащихся.

Модель преподавания включает в себя две основные задачи:

  • формирование у учащихся системных знаний по дисциплине
  • организация результативной учебной деятельности

Деятельность педагога представлена в трех основных этапах:

  • подготовительный
  • исполнительный
  • проектировочной
Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 03.04.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot