Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Лингвострановедение

Общая характеристика лингвострановедения

Определение 1

Лингвострановедение – это научное направление, которое занимается исследованиями истории и современной действительности страны, язык которой изучается людьми в качестве иностранного языка.

При рассмотрении лингвострановедения в нём выделяют две основные стороны:

  • лингвострановедение как дополнительный аспект в практическом усвоении людьми иностранного языка;
  • лингвострановедение как учебная дисциплина, изучаемая будущими и настоящими преподавателями в рамках курса методики преподавания иностранного языка.

Термин «лингвострановедение» произошел от сочетания латинского слова «lingua», которое переводится как «язык», и русского слова «страноведение», образованное от объединения слов «страны» и «ведать».

Следовательно, можно сделать вывод, что лингвострановедение образовалось на стыке двух самостоятельных научных дисциплин:

  • лингвистики (в русском языке также называется «языкознанием») – это наука, которая занимается изучением языка во всех его проявлениях;
  • страноведения – это раздел географии, занимающийся комплексным изучением стран, которое заключается в систематизации и обобщении данных об их населении, природных условиях, культуре, экономической и социальной организации.

Необходимость лингвострановедения вызвана достижением цели обучения иностранному языку, которая заключается не только в приобретении учащимися языковых знаний, умений и навыков устной и письменной коммуникации, но и в усвоении ими основных сведений о стране носителей изучаемого языка: национальных особенностей, природы, культурных ценностей, экономического устройства, быта, истории и т.д.

Поэтому в качестве главной цели лингвострановедения рассматривают обеспечение соответствующего уровня коммуникативных умений и навыков, которые будут использоваться в общении с представителями других культур, способствуя в первую очередь адекватному восприятию речи собеседника и правильному пониманию оригинальных текстов.

Готовые работы на аналогичную тему

На пути к достижению поставленной цели лингвострановедение должно решить следующие ведущие задачи:

  • изучение реалий, которые выражают предметы и явления действительности, встречающиеся в одной культуре и отсутствующие в другой;
  • изучение коннотативной лексики, которая включает слова, совпадающие по основному значению, но имеющие различные ассоциации в зависимости от культурно-исторических особенностей языкового ареала;
  • изучение фоновой лексики, которая представляет собой обозначения предметов и явлений действительности, имеющих аналоги в сопоставляемых культурах, но характеризующихся национальными особенностями их функционирования, форм, предназначений.

Проблематика лингвострановедения

Замечание 1

Проблематика лингвострановедения составлена из двух типов вопросов: лингвистических и методических.

Лингвистические вопросы заключаются в изучении языковых единиц, которое направлено на выявление заключенного в них национально-культурного смысла. К таким единицам относятся безэквивалентная лексика (не переводимая с изучаемого языка на родной и наоборот), невербальные средства коммуникации (действия, представленные в первую очередь мимикой и жестами, употребляющееся в тех сферах и передающее те значения, которые отличаются от сфер и значений, принятых в ареале родного языка), фоновые знания, которые обладают учащиеся для обеспечения речевого общения, языковая афористика и фразеология, которые выступают в качестве выражения культурных и национальных особенностей носителей изучаемого языка.

Методические вопросы заключаются в способах введения, закрепления и активизации единиц, специфических для изучаемого языка, методов прочтения текстов с учетом страноведческого фактора. Для данной области особую значимость имеет неразрывная связь задач обучению языку и задач изучения страны.

Таким образом, в содержании обучения и усвоения иностранного языка значимую роль играет лингвострановедческий компонент, который может быть представлен предметами и изображениями предметов, характерных для действительности страны изучаемого языка, а также художественными произведениями (литература, музыка, кинематограф, изобразительное творчество и др.).

История лингвострановедения

Впервые термин «лингвострановедение» появился в труде советских лингвистов В. Г. Костомарова и Е. М. Верещагина 1971 года «Лингвистическая проблематика страноведения в преподавании русского языка иностранцам».

Большое развитие лингвострановедение получило после публикации в 1973 году книги упомянутых выше ученых «Язык и культура. Лингвострановедение в преподавании русского языка как иностранного». Эта книга излагала приёмы приобщения студентов к новой для них культуре и способы использования имеющихся фактов о стране, язык которой изучается учащимися.

На первых порах лингвострановедение относили только к методике, которая, помимо прочего, изучает, каким образом преподаватели в процессе обучения языку могут познакомить учащихся с действительностью страны, значительная часть населения которого представлена носителями этого языка. Таким образом, это ознакомление непосредственно способствует успешному усвоению студентами изучаемого языка.

Некоторое время спустя содержание термина «лингвострановедение» немного скорректировалось: в 1996 году российский лингвист Ю. Е. Прохоров назвал лингвострановедение методической дисциплиной, которая в процессе изучения языка воспроизводит сведения о национальных и о культурных особенностях речевого общения носителей изучаемого языка, что обеспечит формирование коммуникативной компетенции студентов.

Впоследствии другим лингвистом А. Н. Щукиным было высказано мнение, что лингвострановедение представляет собой один из разделов лингвистики, который исследует иностранный язык, выступающий в качестве носителя культуры, в сопоставлении с родным. Таким образом, этот раздел лингвистики характеризуется страноведческой направленностью.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Эксперт по предмету «Языкознание и филология»

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис