Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Методика преподавания экономики

Все предметы / Экономика / Методика преподавания экономики

Основные сведения о методике преподавания экономики

Определение 1

Экономика — это совокупность общественных наук, которые изучают различные аспекты производства, распределения и потребления благ в условиях ограниченности ресурсов.

Значительную часть в жизни каждого человека занимает учебная деятельность. Она заключается как в усвоении знаний, опыта, которые были выработаны в течение всей истории человечества и специально отобраны для усвоения, так и в совершенствовании знаний, умений и навыков. Для осуществления учебной деятельности специально организуют функционирование и развитие образовательной системы, в процессе чего достигаются социально значимые цели и задачи.

Ученые разработали несколько теорий обучения, одни из которых могут применяться ко всем предметам и объектам изучения, а другие – к отдельным предметам или в определенных типах учебных заведений. В этих теориях выявляются и описываются главные, сущностные черты и характеристики образовательного процесса, который определяется тем, что изучается. При этом обращения отдельного внимания стоят экономические дисциплины.

Определение 2

Методика преподавания экономики представляет собой область общественных отношений, которая заключается в исследовании совокупности взаимосвязанных средств, методов, форм обучения экономическим предметам.

Отличительной чертой данной методики является тесная связь с экономической жизнью общества, а точнее – с производством, распределением, обменом и потреблением экономических благ. Методика должна сочетать в себе теорию и практику экономического развития (найти «золотую середину»), то есть активно использовать прикладной аспект деятельности для расширения понятийного аппарата, выявления новых принципов и формулирования законов.

Кроме того, другими важнейшими характеристиками экономики являются следующие особенности:

  • сочетание теоретической стороны экономики и её прикладного характера;
  • широкое привлечение данных статистики;
  • взаимосвязь технологий образования с ролью знаний в экономическом развитии.

Готовые работы на аналогичную тему

Характеристика основных методов преподавания экономических дисциплин

Наличие тесной связи между теоретическим и практическим аспектами экономических дисциплин обуславливает использование широкого набора методов обучения:

  • традиционные (пассивные) формы и методы обучения – это методы, которые предполагают трансляцию преподавателем познавательной информации студентам (например, лекции, семинары, лабораторные работы и т. д.);
  • активные формы и методы обучения – это методы, которые не могут использоваться без высокого уровня активности обучающихся, их самостоятельной работы и взаимодействия с преподавателем (например, навыковые тренинги, рассмотрение проблемных ситуаций);
  • интерактивные формы и методы обучения – это методы, которые предполагают взаимодействие обучающихся друг с другом в режиме беседы, диалога (например, ролевые и деловые игры).

Важным условием повышения эффективности методики преподавания экономики является сбалансированное использование методов.

Основной формой организации педагогического процесса в высших профессиональных учебных заведениях являются лекции. При этом в последнее время было разработано и внедрено в преподавательскую деятельность несколько разновидностей лекционных занятий:

  • традиционная лекция – разъяснение, иллюстрация, описание материала, приведение примеров;
  • проблемная лекция – моделирование проблемных ситуаций путем постановки проблемных вопросов или предъявления проблемных задач;
  • лекция-консультация – изучение тем с четко выраженной практической направленностью, когда сначала обучающимся сообщается материал, а затем – они могут задать вопросы преподавателю;
  • лекция вдвоем – изложение материала в диалоге двух преподавателей, которые зачастую придерживаются различных взглядов на проблемные вопросы лекции и разыгрывают дискуссию;
  • лекция-беседа – максимальное включение обучающихся в интенсивную беседу с лектором путем умелого применения диалога и полилога.

Преподавателям необходимо прекрасно понимать, что в процессе лекционного занятия у студентов неизбежно начинает уходить внимание. Поэтому лекторам нужно регулярно применять различные методы активизации внимания слушающих: задать проблемный вопрос, привести данные статистики или рассказать интересный факт.

Как правило, после лекций следуют тематически связанные семинарские занятия, которые способствуют углубленному изучению отдельных наиболее важных тем. В зависимости от содержания темы, которая изучается в рамках экономической дисциплины, семинарские занятия могут приобретать следующие формы проведения:

  • прослушивание и обсуждение докладов;
  • обсуждение письменных работ, которые студенты заранее подготовили и изучили;
  • теоретическая конференция;
  • развернутая беседа на основании плана;
  • коллоквиум, то есть беседа преподавателя со студентами с целью определения степени усвоения ими знаний;
  • устный опрос по теме семинара;
  • экскурсия (в организацию, на предприятие, на производство т.д.);
  • чтение, комментирование и анализ документов и нормативно-правовых актов;
  • решения задач;
  • проведение студентами (под руководством преподавателя) исследования и обсуждение его результатов и др.

Таким образом, современная методика преподавания экономических дисциплин предполагает две наиболее используемые формы преподавания – лекции и семинары, каждая из которых (в зависимости от специфики изучаемого материала) имеет несколько разновидностей.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Наталья Валерьевна Ворошилова

Эксперт по предмету «Экономика»

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис