Значение практико-ориентированного обучения
Современный этап характеризуется модернизацией профессионального образования. Производство нуждается в творческих и самостоятельных специалистах, предприимчивых, инициативных, способных разрабатывать и предлагать идеи, приносить прибыль, реализовывать выгодные с экономической точки зрения проекты и находить нетрадиционные решения.
Методологическим аспектом приобщения молодых специалистов к процессу социального преобразования является профессиональное становление обучающихся. Федеральный государственный образовательный стандарт предусматривает усиление практического, прикладного характера свободного программного обеспечения, адекватность современным требованиям науки, экономики и общественной жизни.
Содержание и формы практико-ориентированного обучения на современном этапе еще не имеют достаточной методической и теоретической разработанности: не в полной мере обоснованы сущностные характеристики профессионального образования молодых специалистов в образовательной среде, пока еще нет соответствующей модели, осуществление которой могло бы обеспечить высокое качество подготовки специалистов в различных сферах производства.
Актуальной проблемой педагогики остается формирование практико-ориентированной среды, изучение ее воздействия на становление, реализацию, самосовершенствование личности.
Подходы в формировании практико-ориентированного обучения
В формировании практико-ориентированного обучения выделяют несколько подходов, различающихся степенью охватывания элементов образовательного процесса, а также функциями, которые реализуют педагоги и обучающиеся в системе практико-ориентированного обучения.
Подходы к формированию практико-ориентированного обучения:
- Связь практико-ориентированных методов обучения с формированием профессионального опыта обучающихся при овладении профессиональными навыками в процессе учебной, производственной и преддипломной практики.
- Использование профессионально-ориентированных методик и технологий моделирования эпизодов профессиональной деятельности на основе применения профессионально направленного изучения дисциплин профильного и непрофильного характера.
- Деятельностно-компетентностный подход. В соответствии с этим подходом практико-ориентированное образование предусматривает приобретение (помимо знаний, навыков и умений) опыта практической деятельности для достижения социально и профессионально значимых компетентностей. Мотивация к овладению теорией происходит от потребности решать практические задачи.
Практико-ориентированное образование на современном этапе направлено на приобретение опыта практической деятельности. При деятельностно-компетентностном подходе традиционная триада «знания – умения – навыки» дополняется новой, четвертой категорией – «опыт деятельности».
Основной проблемой неконкурентоспособности и невысокой профессиональной компетентности будущих специалистов является отсутствие практики выполнения профессиональных задач в сфере будущей профессиональной деятельности. Для решения проблем образования важно пересмотреть методы, принципы, процедуры организации содержания профессионального образования, согласовать стандарты по подготовке молодых специалистов с государственными профессиональными стандартами в определенной области.
Принципы практико-ориентированных методов обучения
При формировании содержания образования и организации обучения акцент нужно ставить на практико-ориентированные принципы.
Принципы практико-ориентированных методов обучения помогают:
- сформировать навыки диалогического общения;
- сформировать умение вычленять из общей ситуации актуальные проблемы;
- выбирать наиболее оптимальный способ решения;
- сформировать толерантное отношение к взглядам и мнениям коллег;
- анализировать и прогнозировать результаты.
В основе реализации принципов должны лежать: реальные профессиональные задачи, возрастающие по сложности в процессе обучения; интеграция методов и знаний разных областей науки и практики; специфика профессиональной деятельности.
Этапы формирования профессиональных компетентностей
Практико-ориентированные методы в обучении должны применяться с начала и на протяжении всего обучения, способствовать формированию профессиональных компетенций на разных этапах.
Этапы формирования профессиональных компетентностей:
- Смысловой этап. Происходит адаптация и приспособление к образовательному пространству. У обучающихся формируются культурные потребности и запросы, проявление к будущей профессии устойчивого интереса, понимание социальной значимости и сущности своей профессии.
- Ценностный этап. Начало специализации, углубление и укрепление профессиональных интересов обучающихся. Проявление самостоятельности в определении задач личностного и профессионального развития. Задания лабораторно-практических работ ориентированы на индивидуальную поисковую деятельность, во время которой происходит закрепление основных теоретических положений учебного материала, обучение самостоятельно организовывать собственную деятельность, обучение планированию и прогнозированию, умению отстаивать свои позиции и мнения по выбранному способу разрешения учебной задачи.
- Практический этап. Непосредственное ознакомление в период освоения учебных модулей и прохождения учебной практики с профессиональной деятельностью, активность позиции и готовность к дифференцированному анализу уровня своего профессионализма. На данном этапе реализуется полный цикл исследований: от рассмотрения предметной области, выделения проблемы и ее реализации.
- Заключительный этап. Характеризуется готовностью молодого специалиста организовывать собственную деятельность, определять типовые способы и методы реализации профессиональных задач, анализировать и оценивать их качество и эффективность.