Тематическое и поурочное планирование
Планирование работы - это трудоемкий и сознательный шаг в подготовке учителя к занятиям. Оно делится на два вида: разработка календарно-тематического планирования и формирование проекта на каждый урок – поурочное планирование. Главными документами при планировании являются учебный план школы и программа учебного предмета.
Приступая к работе, педагог согласно с количеством положенных часов распределяет программный материал по четвертям учебного года и приступает к составлению календарно-тематического планирования. Для этого следует воспользоваться программой, в которое дано примерное деление часов на конкретную тему курса. Педагог также может вносить некоторые изменения в тематическую расчасовку по своему усмотрению.
Тематическое планирование учебной работы отражает материал любой темы либо небольшого раздела программы и распределяется по урокам. При этом характеризуют тему каждого урока, виды практических работ, домашние задания, контрольные работы по теме.
Обязательных пунктов тематического планирования нет, но традиционно выделяют следующие графы:
- Номер учебного занятия по теме.
- Тема урока, форма его проведения.
- Ключевые задачи занятия.
- Методы проведения занятий.
- Межпредметные связи.
- Упражнения для учащихся под руководством учителя.
- Самостоятельная работа детей на уроке.
- Демонстрации.
- Домашнее задание.
Следующее звено в планировании работы учителя – планирование каждого урока отдельно. Это позволяет верно представлять все составляющие урока и его содержание.
Поурочное планирование устраняет учителя от потребности удерживать в памяти все составные части урока, их смысловую и хронологическую последовательность, разгружая тем самым внимание педагога и переключая его на наблюдение за работой класса. Каждый учитель составляет планирование уроков так, как ему наиболее удобно. Однако обязательно должны быть освящены тема, цели и задачи урока, структура, методы, домашнее задание, используемое оборудование и учебные пособия. Начинающим учителям рекомендуется писать полный конспект урока.
Технологическая карта урока
Технологическая карта — это новый вид методического материала, обеспечивающий действенное и высококачественное преподавание учебных курсов в школе.
Она представляет собой прием графического проектирования урока, таблицу, позволяющую структурировать урок по подобранным учителем характеристикам.
Структура технологической карты:
- название темы с указанием часов, отведенных на ее изучение;
- планируемые результаты (предметные, личные, метапредметные);
- межпредметные связи и специфика организации места;
- этапы изучения темы;
- контрольное задание для проверки усвоения знаний, формирования умений и навыков.
Обучение с внедрением технологической карты дает возможность организовать учебный процесс более эффективно, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личных умений (универсальных учебных действий), согласно с требованиями ФГОС второго поколения, проектировать собственную работу на четверть, полугодие, год, значительно урезать время на подготовку учителя к уроку.
Администрации школы технологическая карта предоставляет возможность контролировать исполнение программы и достижение планируемых результатов, а также воплощать в жизнь требуемую методическую помощь.
Анализ и самоанализ урока
Как известно, для выявления и последующего устранения недочетов, уроки необходимо анализировать. При этом следует опираться на психолого-педагогическую науку и передовой педагогический опыт.
При анализе урока со стороны целесообразно рассмотреть следующие пункты:
- оценка верности и обоснованности постановки учебной и воспитательной целей урока с учетом специфики учебного материала, места этого урока в целостной системе уроков по теме, уровня подготовленности класса;
- структура организации урока, соответствие его поставленным целям и задачам, закономерная последовательность этапов урока и их временное распределение;
- рациональность выбора форм и методов обучения;
- оборудование урока;
- организация деятельности учителя и учащихся;
- соответствие содержания урока требованиям программ;
- полнота, достоверность, научность, эмоциональность, доступность изложения;
- степень нравственного воздействия, воспитательная тенденция урока;
- взаимосвязь урока с жизнью, трудовым воспитанием и профориентацией;
- развитие познавательного интереса учащихся;
- работа с новыми понятиями;
- актуализация опорных знаний;
- организация самостоятельной работы учащихся (виды упражнений, степень трудности, вариативность, учет уровня подготовленности учащихся класса);
- оценка профессиональной подготовки учителя;
- общая оценка работы класса;
- культура общения учителя с учащимися, соблюдение учителем норм педагогической этики и такта;
- объяснение и инструктаж учителя по домашнему заданию;
- научная обоснованность выводов и оценок;
- оценка санитарно-гигиенических критериев урока;
- недочеты урока, диагностика их причин и предложения по их устранению.
После проведенного урока самим учителем выполняется самоанализ, содержание которого в основном отражает характеристику общего анализа урока от первого лица с дополнением пункта об удовлетворенности или неудовлетворенности уроком. Самоанализ является одним из критериев творческой деятельности учителя.