Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Конспекты уроков русского языка и литературы

Общие требования к поурочному планированию

В современных условиях урок является основной формой осуществления образовательной деятельности. Одним из требований к современному уроку является подготовка его плана и чёткое структурирование, то есть определение основных и промежуточных образовательных, воспитательных и развивающих целей и задач, а также этапов урока и видов деятельности учеников.

Планирование уроков бывает нескольких видов:

  • Тематическое, отражающее общее представление об изучаемых темах и разделах учебной дисциплины, и времени, отводимом на изучение.
  • Календарно-тематическое, которое является более подробным и отражает распределение учебных тем в соответствии с графиком учебного процесса.
  • Поурочное, представленное ежедневными конспектами учебных занятий.

Помимо поурочных, тематических и календарных планов, в современной школе используются технологические карты урока.

Определение 1

Технологическая карта — это своеобразный алгоритм, отражающий последовательность учебных технологий, методов и приёмов, использование которых на уроке способствует достижению образовательного результата.

Требования к планированию уроков заключаются в следующем:

  1. Опора на Федеральный государственный образовательный стандарт.
  2. Соответствие учебно-методическим комплексам и комплектам и предметным линиям учебников.
  3. Наличие рабочей программы, отражающей содержание учебной дисциплины, цели и задачи её изучения, планируемые результаты, а также методы, формы и виды организации учебной деятельности, материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
  4. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и требований к процессу обучения, распределению учебной нагрузки, чередованию видов деятельности на уроке.
  5. Доступность содержания, чёткость и логичность структуры урока и тематического раздела, наличие ретроспективных и перспективных связей с другими темами.
«Конспекты уроков русского языка и литературы» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Поурочное планирование — важный этап подготовки учителя к уроку. Составляя план урока (краткий или подробный), учитель определяет:

  1. Цели и задачи урока (образовательные, воспитательные и развивающие).
  2. Планируемые результаты (предметные, метапредметные: коммуникативные, познавательные, регулятивные и личностные).
  3. Степень знакомства учеников с новым материалом и те знания и умения, на которые можно опереться при освоении данной темы.
  4. Возможные учебные затруднения и пути их преодоления.
  5. Содержание учебного материала, отвечающее требованиям научности, доступности, логичности, занимательности.
  6. Связь урока с другими уроками в теме, разделе, а также с другими предметами и внеучебной деятельностью учеников.
  7. Средства наглядности, в том числе технические.
  8. Дидактический материал (в том числе контрольный).
  9. Виды деятельности учеников, порядок их чередования.
  10. Элементы релаксации (динамические паузы, гимнастика и др.).

Конкретное содержание конспекта урока определяется не только спецификой изучаемого материала, но и типом урока (будет ли это урок открытия новых знаний, закрепления, повторительно-обобщающий, контрольный, развития речи или урок в нетрадиционной форме: диспут, концерт, круглый стол и проч.).

Конспекты уроков русского языка и литературы

Подготовка и составление конспекта урока русского языка и литературы опирается на следующий алгоритм:

  1. Определение места урока в структуре программы и в системе уроков по данной теме.
  2. Формулировка цели урока, включающая как образовательный компонент, так и развивающий и воспитательный.
  3. Определение планируемых результатов: какие знания, умения и навыки приобретут ученики на занятии, каким видам деятельности обучатся.
  4. В соответствии с предполагаемыми результатами происходит отбор образовательных технологий, методов и приёмов обучения, помогающих достичь заявленных результатов.
  5. Изучение учебно-методической, справочной, научной литературы по теме урока.
  6. Отбор содержания урока с учетом требований доступности, соответствия возрастным и индивидуальным особенностям учеников, занимательности и познавательной ценности.
  7. Распределение содержания и методических приёмов по этапам урока. Чтобы грамотно структурировать урок, необходимо ответить на вопросы: какую образовательную задачу решает данный этап, как он помогает достичь запланированного результата.
  8. Определение круга лингвистических или литературоведческих понятий, которые должны быть усвоены учащимися.
  9. Подбор заданий для реализации сопутствующего повторения (повторение орфографии при изучении грамматических тем, актуализация сведений по композиции, системе образов при изучении прозаических произведений).
  10. Поиск возможных трудностей в усвоении темы и путей выхода из затруднений. Необходимо заранее определить те элементы содержания, которые могут вызвать у учеников затруднения, и подготовить варианты преодоления учебных трудностей. Это может быть опора на уже изученный материал, использование аналогии, лингвистический эксперимент, беседа, поиск и анализ ошибок, обнаружение противоречий, совместное наблюдение над языковым фактом и т. п.
  11. Определение видов деятельности учащихся на уроке и порядка её смены. Эффективность урока зависит от умелого чередования разных видов деятельности. В идеале на уроках русского языка должны быть задействованы все виды речевой деятельности (говорение, слушание письмо и чтение), урок литературы также предполагает чтение, беседу про прочитанному, задания по работе с текстом, направленные на обогащение словаря, развитие речи, языкового чутья и художественного вкуса.
  12. Подбор средств наглядности, технических средств обучения, отвечающих содержанию урока и санитарно-гигиеническим требованиям (размер шрифта, цветовое оформление, материал). Необходимо помнить, что наглядность должна использоваться в меру, перегруженный техническими и визуальными эффектами урок рассеивает внимание и не дает сосредоточиться на учебной деятельности.
  13. Определение элементов, стимулирующих познавательную активность, повышающих мотивацию учеников. К ним относятся занимательные задания, проблемные вопросы, интересные факты о языке, писателе или произведении, а также творческие упражнения: составление лингвистических сказок, кроссвордов, ребусов, викторин, подбор иллюстраций к произведениям и проч.
  14. Продумывание завершения урока, работы по рефлексии собственной учебной деятельности. Это может быть использование смайликов, идентифицирующих настроение учеников до урока, в середине и в конце, прием «дерево пожеланий» (ученики пишут на листочках свои впечатления об уроке), заполнение итоговых таблиц или анкет (для старшеклассников), приёмы театрализации и проч.
  15. Определение объёма и типа домашнего задания.

Следование данному алгоритму поможет учителю-практику подготовить конспект урока русского языка или литературы, учитывая современные методические требования и образовательные потребности учеников.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 06.08.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot