Роль жанров заметки и очерка в формировании навыков письменной речи на уроках русского языка
Жанры заметки и очерка играют большую роль в формировании навыков письменной речи на уроках русского языка. Они являются частными, но важными жанрами публицистической литературы и характеризуются краткостью изложения, детализацией, эмоциональной окраской и личностной оценкой объекта изображения. Эти жанры являются хорошим средством для формирования навыков аналитического мышления, речевой культуры и коммуникации.
В школьном курсе русского языка особое внимание уделяется развитию умений и навыков письменной речи. Работа с жанрами заметки и очерка помогает учащимся освоить навыки анализа текста, разбираться в формулировке проблематики текста, определять позицию автора, повышает речевую культуру и, что не менее важно, формирует навыки критической оценки текста и выражения собственного мнения.
Один из основных подходов к формированию речевых навыков школьника на уроке русского языка с использованием жанров заметки и очерка - это активное включение учеников в процесс создания текста. Это может быть достигнуто посредством следующих направлений работы:
- Коллективное обсуждение тематики очерков и заметок.
- Разработка плана написания текста, который будет состоять из нескольких этапов: от выбора тематики до окончательной правки и редактирования сочинений.
- Использование различных заданий для помощи учащимся при написании заметок или очерков, таких как заполнение таблиц, составление опорных конспектов или схем, конструирование предложений и проч.
- Предоставление возможности для самостоятельной работы над текстом с последующей проверкой преподавателем и обсуждением ошибок в классе.
- Организация дебатов на основе написанных работ, чтобы помочь ученикам лучше аргументировать свою точку зрения и выражать ее четко и точно.
В целом можно сказать, что ключевое значение имеют индивидуальный подход к каждому школьнику, использование различных методов и техник обучения, а также постоянный контроль за уровнем знаний и навыков каждого ученика.
Методика использования жанров заметки и очерка в обучении русскому языку на уроке
Заметка – это речевой жанр, который представляет собой краткое изложение событий или фактов, объяснение причины и следствия произошедшего.
Этот жанр формирует навыки сжатого и точного изложения сути событий и явлений. Он требует от ученика выделения главного и отвлечения от второстепенных деталей, что помогает развивать критический подход к содержанию произведения.
Очерк – это публицистический жанр, который позволяет описать (охарактеризовать) явление, процесс, объект с разных точек зрения.
В этом жанре важно показать не только факты, но и выразить личное мнение, передать восприятие и оценку происходящего. Работа на уроках русского языка с очерком развивает умение высказывать свое мнение, делать выводы, рассуждать логически.
Методы и приемы формирования навыков письменной речи при анализе речевого жанра заметки на уроках русского языка включают:
- Анализ образцов текстов, написанных в жанре заметки. Учителю следует предоставить ученикам примеры газетных заметок, с помощью которых они могут ознакомиться с основными особенностями жанра и образцами грамотного написания заметки. Например, можно предложить ученикам проанализировать заметки из газет или журналов разной тематики: научно-популярных, общественно-политических или развлекательных.
- Проблемно-тематический разбор заметки. Ученик должен уметь выделять главную идею заметки, коммуникативную интенцию ее автора (например, описать происходящее событие, выразить личное мнение, предоставить информацию об объекте).
- Анализ композиционных приемов, используемых в заметке для поддержания читательского внимания и привлечения интереса к теме публикации. Учитель знакомит учеников с типичными приемами удержания внимания: вопрос к читателю, использование интересных фактов, введение статистических данных, необычное речевое оформление. Познакомив учащихся с требованиями к структуре и композиции заметки, можно предложить им написать привлекательное вступление к заметке на тему погодных аномалий в этом сезоне.
- Языковой анализ заметки, который включает выявление используемых языковых средств, определение их стилистической принадлежности, оценка эмоционально-экспрессивных маркеров и их функции в тексте, а также морфологический и синтаксический анализ.
- Анализ жанровых особенностей, включающий выявление позиции автора и адресата в заметке, композиционных особенностей, а также коммуникативно-речевых аспектов жанра.
При работе над жанром очерка используют следующие методы:
- Чтение и анализ текста очерка. Ученики должны прочитать текст, выделить главную мысль, описать образы персонажей и определить его тему.
- Составление плана очерка. Ученикам предлагается составить план речевого произведения с помощью ключевых слов или фраз.
- Написание сочинения на основе очерка: ученики могут написать свое собственное сочинение на основе прочитанного текста, используя его как отправную точку для развития своих мыслей.
- Анализ стиля автора: учителя могут задавать вопросы об использовании лексических единиц и других элементов языкового стиля автора в целом.
- Работа над расширением словарного запаса: семантизация новых слов из очерка, подбор синонимов, антонимов, стилистических вариантов.
- Сравнительный анализ двух разных видов очерков по теме, например, художественного и публицистического.
- Разбор речевых ошибок при чтении произведений.
- Объяснение значения незнакомых слов в очерке через контекст или с использованием словаря.
- Составление собственного очерка на заданную тему.
Таким образом, работа с жанрами заметки и очерка на уроках русского языка прекрасно помогает формировать навыки письменной речи, аналитического мышления, умение высказывать свою точку зрения и делать выводы на основе изложенных фактов.