Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Прием подстановки при изучении неполных предложений в школе

Неполное предложение и его изучение в лингвометодике

При изучении неполных предложений в школе учащиеся сталкиваются с рядом трудностей, которые связаны как со спецификой данных синтаксических единиц, так и с недостаточно хорошо сформированными навыками анализа синтаксической структуры и разграничения неполных и других типов предложения.

Определение 1

Неполное предложение в школьном курсе языкознания трактуется как синтаксическая конструкция, характеризующаяся структурной недостаточностью из-за пропуска какого-то компонента грамматической структуры, который, как правило, легко восстанавливается из контекстного окружения.

Знакомя учащихся с неполными предложениями, современные учебники русского языка акцентируют принадлежность данной конструкции к разговорному стилю, поэтому в качестве примеров использования неполных предложений приводятся в основном реплики диалога, где неполные предложения представляют собой ответы на вопросы собеседника. Например:

$-$ Ты куда ездил на выходные?

$-$ В деревню?

$-$ Как поживает бабушка?

$-$ Хорошо.

В данном примере видно, что две ответных реплики собеседника – неполные предложения, содержание которых легко восстанавливается при обращении к первым репликам-вопросам: Я ездил в деревню на выходные.

$–$ Бабушка поживает хорошо.

Более сложные примеры – попуск компонентов в структуре сложного предложения: Я – за гусенком, Филька – за мной. В данном случае параллелизм строения частей бессоюзной сложной конструкции указывает на пропуск одного компонента – глагольного сказуемого «кинулся», которое подходит к общему смыслу фразы.

Трудности в изучении неполных предложений связаны с определенными аспектами их восприятия учащимися:

  1. Смешение неполных предложений и односоставных предложений, особенно в случаях, когда пропущен один из главных членов.
  2. Смешение неполных предложений и полных двусоставных из-за слабо развитого умения определять компонентный состав синтаксической единицы.
  3. Неумение опознать неполные предложения и объяснить их структурные особенности.
«Прием подстановки при изучении неполных предложений в школе» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Данные трудности преодолеваются путем использования приема подстановки при работе над анализом структуры неполного предложения.

Прием подстановки при изучении неполных предложений в школе

Определение 2

Прием подстановки представляет собой методический инструмент разграничения полных и неполных предложений путем подстановки в них структурных компонентов, «достраивания» предложения с опорой на контекст или особенности речевой ситуации.

Рассмотрим использование этого приема на примере при разграничении неполных предложений и других типов синтаксических структур. Учащимся предлагается прочитать ряд предложений, сравнить их структуру: Плетемся по проселочной дороге. Кругом канавы, дорожные столбы. Неподвижный лес – стеной. Навстречу нам не спеша идет Павлик. Несет корзинку. В корзинке – грибы.

Для правильно выполнения задания школьникам предлагается алгоритм:

  1. Выделить в предложениях грамматические основы.
  2. Определить количественный состав грамматической основы и способы ее выражения.
  3. Определить структурный состав второстепенных членов.
  4. Выявить предложения со структурными «лакунами», «дополнить» их с помощью подстановки пропущенных элементов.
  5. Сделать вывод о структуре предложений, определить их вид.

В процессе выполнения задания учащиеся выделяют в тексте три группы предложений:

  1. Двусоставное полное предложение (Навстречу нам не спеша идет Павлик), не допускающее подстановки компонентов для восполнения структуры.
  2. Односоставные полные предложения: Плетемся по проселочной дороге. Кругом канавы, дорожные столбы. Предложения имеют характерные формы выражения главных членов (глагольная лексема в форме изъявительного наклонения 1-го лица, а также имена существительные в именительном падеже), структура предложения не допускает подстановку дополнительных компонентов.
  3. Неполные двусоставные предложения: Неподвижный лес – стеной. Несет корзинку. В корзинке – грибы. С помощью приема подстановки удается восстановить пропущенные компоненты: Неподвижный лес стоит стеной. Павлик несет корзинку. В корзинке лежат грибы.

Прием подстановки особенно эффективен при работе с предложениями, которые похожи по внешнему пунктуационному оформлению, но различны по структуре: Бухта залива – живописное место, усыпанное рыбачьими лодками. – В заливе – пестрая яхта, расцвеченная флажками. В первом случае учащимся предлагается двусоставное полное предложение с тире между главными членами, прим подстановки не допускается. Во втором случае с помощью приема подстановки можно восстановить пропущенный член – глагольное сказуемое «стоит», следовательно, предложение неполное двусоставное.

использование приема подстановки возможно и в обратном аспекте, когда учащиеся отмечают, какие члены полного предложения могут быть изъяты для составления неполного. Например: Нина читала книгу, Сережа листал журнал, а Вера рассматривала альбом. – Нина читала книгу, Сережа – журнал, а Вера – альбом.

Таким образом, при изучении неполных предложений в школе необходимо использовать различные методические приемы, в том числе и прием подстановки, для формирования правильных представлений о строении и особенностях данного типа синтаксических конструкций.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 09.02.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot